г. Казань |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А57-10176/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
заинтересованного лица (Министерство финансов Российской Федерации) - Богумель М.В. (доверенность от 10.01.2013),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Свердловской области
на решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2013 (председательствующий судья Петров А.Л., судьи Баширов Э.Г., Мосунов С.В.)
по делу N А57-10176/2013
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (ОГРН 1026402199636, ИНН 6450014808) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2011 по делу N А57-9046/2011,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго", взыскатель, заявитель) обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2011 по делу N А57-9046/2011.
Требование о присуждении компенсации в размере 950 000 руб. заявлено в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), разъяснениями, данными в совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64) и мотивированы тем, что общий срок исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2011 по делу N А57-9046/2011 составил 13 месяцев с даты вступления в законную силу указанного решения (28.11.2011) до его исполнения 25.12.2012 платежным поручением N 390 и не является разумным.
Определениями от 15.07.2013, 06.08.2013 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа привлек к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Свердловской области, межрегиональное операционное управление Федерального казначейства - в качестве заинтересованных лиц.
Решением от 10.09.2013 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа заявление удовлетворил частично, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 250 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2011 по делу N А57-9046/2011, в остальной части требования - отказал.
В кассационных жалобах Министерство финансов Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Свердловской области просят решение суда первой инстанции отменить, в присуждении компенсации отказать.
Заявители кассационных жалоб считают, что главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа Федерального казначейства направлять исполнительный лист для исполнения по месту открытия лицевого счета главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности - Министерства обороны Российской Федерации.
В отзыве на кассационные жалобы межрегиональное операционное управление Федерального казначейства просит кассационные жалобы удовлетворить.
В отзыве на кассационные жалобы ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго" просит решение оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого решения, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, решением от 25.10.2011 по делу N А57-9046/2011 Арбитражный суд Саратовской области взыскал 9 515 499 руб. 87 коп. долга с федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго" в связи с ненадлежащим исполнением должником обязательств по оплате потребленной электроэнергии за период с 01.11.2010 по 31.12.2010 (государственный контракт от 01.01.2010 N 194).
Кроме того, при недостаточности денежных средств у должника суд в порядке субсидиарной ответственности постановил производить взыскание с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Исполнительный лист N 001925228 выдан Арбитражным судом Саратовской области 20.12.2011, направлен взыскателем 24.01.2012 для исполнения в центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области и получен последним 02.02.2012.
При этом с 03.05.2012 орган казначейства приостановил осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должника (казенного учреждения), а 29.08.2012 в связи с частичным невыполнением требований исполнительного листа учреждением, возвратил исполнительный лист взыскателю, которым этот исполнительный лист 10.09.2012 направлен в межрегиональное операционное Управления Федерального казначейства и исполнен им 25.12.2012.
Частично удовлетворяя заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их совокупности, признал установленным факт нарушения права на исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2011 по делу N А57-9046/2011 в разумный срок.
При этом суд учел, что в период с 03.05.2012 по 29.08.2012 Управление Федерального казначейства по Свердловской области в нарушение пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации не принял меры к обеспечению принудительного исполнения судебного акта, возвратил 29.08.2012 исполнительный лист взыскателю, допустив тем самым просрочку исполнения исполнительного листа в 3 месяца 24 дня.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта суда первой инстанции исходил из разъяснений, данных в пункте 43 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64, и учел период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта: с 02.02.2012 по 25.12.2012, срок исполнения судебного акта составил 10 месяцев 23 дня.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Право на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок закреплено в Законе о компенсации и нашло отражение в главе 27.1 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 222.8 АПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: поведение заявителя и других участников арбитражного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта; общая продолжительность неисполнения судебного акта.
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления - арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также неисполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, принцип обязательности исполнения судебных актов предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8893/10, от 18.10.2011 N 5558/11).
Поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок и предполагает необходимость выплаты справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
В соответствии с нормами международного права названная компенсация присуждается в случае, если нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о ее присуждении.
Из материалов дела следует, что решение от 25.10.2011 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-9046/2011 не исполнено в установленный законом срок ввиду незаконного поведения органа Федерального казначейства, поскольку при установлении им факта отсутствия у бюджетного учреждения денежных средств, необходимых для исполнения исполнительного документа, этот исполнительный лист подлежал исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение").
Возложение на взыскателя бремени принудительного исполнения судебного акта против государства посредством повторного предъявления исполнительных документов, их пересылки в иной компетентный орган противоречит как правовой природе права на судебную защиту, так и законодательству Российской Федерации и нормам международного права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12826/11).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
При таких условиях, оценив указанные действия органа Федерального казначейства по исполнению исполнительного листа как нарушающие нормы права, суд правомерно признал установленным факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок и частично удовлетворил заявление.
Доводы кассационных жалоб отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2013 по делу N А57-10176/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что решение от 25.10.2011 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-9046/2011 не исполнено в установленный законом срок ввиду незаконного поведения органа Федерального казначейства, поскольку при установлении им факта отсутствия у бюджетного учреждения денежных средств, необходимых для исполнения исполнительного документа, этот исполнительный лист подлежал исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение").
Возложение на взыскателя бремени принудительного исполнения судебного акта против государства посредством повторного предъявления исполнительных документов, их пересылки в иной компетентный орган противоречит как правовой природе права на судебную защиту, так и законодательству Российской Федерации и нормам международного права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12826/11)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2013 г. N Ф06-80/13 по делу N А57-10176/2013