г. Казань |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А55-13521/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" - Конновой Л.А. (доверенность от 28.12.2012 N 1077),
мэрии городского округа - Каштановой И.В. (доверенность от 29.12.2012),
Правительства Самарской области - Никитиной О.В. (доверенность от 16.01.2013 N 1-49/50),
Министерства управления финансами Самарской области - Первушиной Н.И. (доверенность от 20.09.2012 N 434),
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Никитиной О.В. (доверенность от 13.08.2013 N 15/6019)
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-13521/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", г. Тольятти, Самарская обл., к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл., к Самарской области, в лице Правительства Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти", г. Тольятти, Самарская обл., о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" (далее - ООО "Департамент ЖКХ", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию городского округа Тольятти, в лице мэрии городского округа Тольятти о взыскании убытков, образовавшихся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, в размере 105 106 800 руб.
В качестве соответчиков к участию в деле привлечена Самарская область, в лице Правительства Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2013 в удовлетворении заявленных требований к Самарской области отказано, с муниципального образования городской округ Тольятти, за счет казны городского округа Тольятти, в пользу истца взысканы убытки в размере 105 106 800 руб., а также судебные расходы в размере 328 000 руб., в том числе расходы по госпошлине в размере 200 000 руб. и расходы по экспертизе 128 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, мэрия городского округа Тольятти обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, истец является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в Комсомольском районе городского округа Тольятти, и оказывает проживающим в них гражданам коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения. Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в 2009-2010 годах осуществляло открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" (далее - ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти") по договору на поставку тепловой энергии от 22.12.2008, отдельно заключен договор на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии от 01.01.2009.
Приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17.10.2008 и от 20.11.2009 для ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" установлены тарифы на производство тепловой энергии: 956 руб. 98 коп. на 1 Гкал, включая налог на добавленную стоимость, на 2009 год и 1065 руб. 54 коп./Гкал, включая налог на добавленную стоимость, на 2010 год.
Начисление платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения жильцам производилось истцом с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлениями Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 и от 30.11.2009 N 607.
Плата за транспортировку тепловой энергии жильцам не предъявлялась, поскольку не предусмотрена законодателем в виде отдельной коммунальной услуги (пункт 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
У истца за 2009-2010 годы возникла задолженность перед ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" в размере 115 342 170 руб. 50 коп. Из этой суммы, по мнению истца, 105 106 752 руб. 99 коп. долга образовались в результате разницы в тарифах, по которым оплачивается приобретенная тепловая энергия, и тарифам, по которым, с применением предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, определялась стоимость оплаты коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, подлежащих оплате населением.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Убытки в виде неполученных доходов, понесенные истцом вследствие образовавшейся межтарифной разницы между тарифами на поставку тепловой энергии поставщика ресурсов и предельными индексами изменения цен на коммунальные услуги подлежат возмещению в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от оспаривания либо не оспаривания им нормативных актов, установивших тарифы для поставщиков, либо нормативных актов, установивших предельные индексы изменения цен на коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении указанных индексов, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превысит установленные для соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6.1 статьи 6 указанного Закона при приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги" предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области", в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 был установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год по г. Тольятти в размере 125%.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.11.2009 N 607 был установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год по г. Тольятти в размере 114,2%.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.03.2009 N 608-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2009 году" было установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, в размере 769 руб. 66 коп. за 1 Гкал с НДС, что на 23,4% ниже установленного приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области тарифа на 2009 год для потребителей ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" (956 руб. 98 коп. за 1 Гкал с НДС).
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 19.01.2010 N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году" было установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, в размере 933 руб. 00 коп. за 1 Гкал с НДС, что на 14,2% ниже установленного приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию на 2010 год для потребителей ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" (1065 руб. 54 коп. за 1 Гкал с НДС).
Кроме того, постановлениями Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 и от 30.11.2009 N 607 установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год в размере 125%, что на 11,3% превышает рост тарифа, установленного для потребителей ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти", а в 2010 году по отношению к предельному индексу 114,2%, рост тарифа для потребителей меньше на 2,9%.
Как установлено судами обеих инстанций, у истца возникли убытки, сложившиеся вследствие разницы между тарифом, установленным Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области для энергоснабжающей организации ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти"), и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 02.10.2009 N 2200-п/1 был утвержден Порядок предоставления субсидий на частичное возмещение недополученных доходов управляющих организаций, возникших с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с данным постановлением из бюджета городского округа Тольятти истцу было перечислено на указанные цели (разница в тарифе на тепловую энергию) 71 834 800 руб.
Невозмещенными за 2009 год остались денежные средства в размере 53 607 260 руб.
На основании пункта 3 постановления мэрии городского округа Тольятти от 19.01.2010 N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году" в 2010 году были частично возмещены убытки истца, возникшие из-за применения предельных индексов, в размере 30 459 990 руб. Не возмещенными за 2009 год остались убытки истца в размере 35 798 850 руб.
Убытки истца, образовавшиеся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, составляют 105 106 752, 99 руб.
Как следует из материалов дела, размер убытков, понесенных истцом, подтверждается заключением экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью Аудиторская фирма "Сканер", расчетами, первичными документами на оплату услуг истца населением, актами выполненных работ и актами сверки между истцом и ресурсоснабжающими организациями.
Судом апелляционной инстанции правомерно не принят во внимание довод заявителя о том, что убытки истца возникли из-за действий уполномоченных органов государственной власти Самарской области, утвердивших предельные индексы, и что эти убытки должны быть возмещены за счет бюджета Самарской области в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется на основании предложений органов местного самоуправления, которые формируются с учетом средств, необходимых для реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, предусмотренной Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также программ по газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", в части, касающейся муниципального образования, и программы перспективного развития электроэнергетики в сфере муниципальной энергетики, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике", в части, касающейся муниципального образования.
Судами обеих инстанций правильно указано, что по предоставленным органом местного самоуправления предложениям делается вывод о доступности или недоступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, после чего принимается решение об установлении предельного индекса изменения размера платы для муниципального образования.
Судами установлено, что предложенный мэрией городского округа Тольятти предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год составил 125%. В связи с этим, отклонение в росте муниципального тарифа от экономически обоснованного тарифа, установленного органом исполнительной власти Самарской области, составило - 20%.
Предложенный мэрией городского округа Тольятти предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год составил 114,2%, в связи с чем отклонение в росте муниципального тарифа от экономически обоснованного тарифа, установленного органом исполнительной власти Самарской области, составило - 27% и стало самым крупным отклонением по всем муниципальным образованиям области.
Предлагая заведомо заниженный предельный индекс, мэрия городского округа Тольятти создавала такие условия, при которых не представлялось возможным утвердить более высокий ограниченный тариф.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что у органа государственной власти Самарской области, уполномоченного на установление предельного индекса, отсутствует право без соответствующих обоснований устанавливать более высокий предельный индекс и не учитывать мнение органа местного самоуправления по данному вопросу.
Согласно действующему законодательству принятие уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации окончательного решения об установлении предельного индекса производится именно с учетом мнения уполномоченного органа местного самоуправления.
Кроме того, предельный индекс на 2010 год находится в прямой зависимости от предельного индекса на 2009 год, поскольку устанавливается исходя из совокупности всех платежей за коммунальные услуги в 2009 году, оплаченных населением по ограниченным мэрией тарифам с учетом заведомо заниженного предельного индекса на 2009 год.
Судами сделан также правильный вывод, что мэрия городского округа Тольятти имела возможность ввести более высокий тариф на коммунальные услуги либо вообще не устанавливать такой ограниченный тариф.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 28.11.2008 N 2936-п/1 были установлены тарифы на холодную воду. При этом рост тарифа соответствует максимально возможному предельному индексу изменения тарифа, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429, в размере 20,1%.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 27.11.2009 N 2642-п/1 были установлены тарифы на холодную воду. При этом рост тарифа составил 3%, тогда как предельный индекс изменения тарифа, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 30.11.2009 N 607, составляет 3,3%.
Между тем тариф на холодную воду, утверждаемый органом местного самоуправления, применяется при расчете тарифа на горячую воду. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на горячую воду включает в себя стоимость 1 мi холодной воды и расходы на подогрев воды.
То есть чем выше тариф на холодную воду, тем выше тариф на горячую воду, также утверждаемый органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан правильный вывод, что в рассматриваемом случае мэрия городского округа Тольятти имела возможность соблюсти указанные выше предельные индексы путем утверждения более низкого тарифа на холодную воду и водоотведение, а не вводом ограничения на тариф, установленный органом исполнительной власти субъекта.
Судебная коллегия считает вывод судов обеих инстанций о том, что обязанность по возмещению истцу убытков должна быть возложена на муниципальное образование городской округ Тольятти обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов обеих инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки вышеприведенных выводов судов, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу N А55-13521/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется на основании предложений органов местного самоуправления, которые формируются с учетом средств, необходимых для реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, предусмотренной Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также программ по газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", в части, касающейся муниципального образования, и программы перспективного развития электроэнергетики в сфере муниципальной энергетики, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике", в части, касающейся муниципального образования.
...
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 27.11.2009 N 2642-п/1 были установлены тарифы на холодную воду. При этом рост тарифа составил 3%, тогда как предельный индекс изменения тарифа, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 30.11.2009 N 607, составляет 3,3%.
Между тем тариф на холодную воду, утверждаемый органом местного самоуправления, применяется при расчете тарифа на горячую воду. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на горячую воду включает в себя стоимость 1 мi холодной воды и расходы на подогрев воды."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2013 г. N Ф06-10599/13 по делу N А55-13521/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10599/13
14.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9928/13
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13521/11
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18181/12
17.01.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-478/13
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18181/12
11.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6740/12
25.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1482/12
26.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13521/11