г. Казань |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А12-9347/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
Департамента финансов администрации Волгограда - Алексеевой Г.В. (доверенность от 31.05.2013 N 12-06/2487),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда и Департамента финансов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.06.2013 (судья Ламтюгин И.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-9347/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпектрСтрой" (ОГРН 1103459001645, ИНН 3442108905) к Департаменту финансов администрации Волгограда (ОГРН 1023403440675, ИНН 3444056709, 400131), администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1023402987266, ИНН 3443901264, 400138) о взыскании 1 306 767 руб. 45 коп., с участием третьих лиц: Министерства здравоохранения Волгоградской области, Министерства финансов Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпектрСтрой" (далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями к Департаменту финансов администрации Волгограда (далее - Департамент финансов), администрации Волгограда, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" (далее - ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи") о взыскании долга в размере 1 274 871 руб. 77 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2012 по 12.04.2013 в размере 31 895 руб. 68 коп., из которых по муниципальному контракту от 21.06.2012 N 0129300014912000912-0223143-01 долг 914 422 руб. 50 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами 23 470 руб. 18 коп., и по муниципальному контракту от 06.11.2012 N К/8-12 долг 360 449 руб. 27 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами 8425 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.06.2013 с муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в лице Департамента финансов за счет средств казны муниципального образования в пользу истца взыскан долг в размере 1 274 871 руб. 77 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2012 по 12.04.2013 в размере 31 895 руб. 68 коп., судебные расходы по оплате услуг представителя 25 000 руб., а всего 1 331 767 руб. 45 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент финансов и администрация Волгограда обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на кассационные жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом 21.06.2012 между муниципальным учреждением здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", в дальнейшем переименовано в ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи", от имени городского округа Волгограда (заказчик) и истцом (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0129300014912000912-0223143-01 на выполнение капитального ремонта помещений муниципального казенного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", по условиям которого подрядчик, по заданию заказчика, обязуется выполнить работы по капитальному ремонту помещений муниципального казенного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" расположенного по адресам: г. Волгоград, ул. Таращанцев, 58 (подстанция N 2), ул. Шухухина, 17 (подстанция N 1) ул. Землячки, 74 (подстанция N 7), а заказчик, в свою очередь, обязуется принять выполненные подрядчиком работы и оплатить их на условиях настоящего контракта.
Согласно пунктам 2.7, 6.1 контракта, срок выполнения работ определен не позднее 40 рабочих дней с момента заключения муниципального контракта. Цена определяется в соответствии с локальным сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью контракта, и составляет 983 250 руб.
Дополнительным соглашением от 11.09.2012 к муниципальному контракту от 21.06.2012 N 0129300014912000912-0223143-01, в связи с просрочкой исполнения сумма контракта уменьшена до 914 422 руб. 50 коп.
Источник финансирования - бюджет города Волгограда.
Истец выполнил работы, которые приняты заказчиком в полном объеме, что подтверждается актом о приемке выполненных работ за август 2012 года от 31.08.2012 (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012 (форма КС-3) на сумму 983 250 руб.
Согласно пункту 6.3 контракта от 21.06.2012 N 0129300014912000912-0223143-01 оплата осуществляется в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика. Расчеты осуществляются через лицевой счет заказчика, по факту выполнения работ на основании актов выполненных работ и счетов, по мере поступления денежных средств не позднее 20.12.2012.
Работы, выполненные истцом, не оплачены и долг составил 914 422 руб. 50 коп. Ввиду просрочки оплаты, в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2012 по 12.04.2013, применив учетную банковскую ставку 8,25%, в размере 23 470 руб. 18 коп.
Между муниципальным учреждением здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", в дальнейшем переименовано в ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи", от имени городского округа Волгограда (заказчик) и истцом (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 06.11.2012 N К/8-12 на выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей отопления муниципального казенного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", г. Волгограда, подстанция N 2, по условиям которого подрядчик, по заданию заказчика, обязуется выполнить работы по капитальному ремонту наружных сетей отопления, а заказчик, в свою очередь, обязуется принять выполненные подрядчиком работы и оплатить их на условиях настоящего Контракта.
Согласно пунктам 2.7, 6.1 контракта срок выполнения работ определен не позднее 22 рабочих (30 календарных) дней с момента заключения муниципального контракта. Цена определяется в соответствии с локальным сметным расчетом, являющимся необъемлемой частью контракта, и составляет 360 449 руб. 27 коп.
Источник финансирования - бюджет города Волгограда.
Истец выполнил работы, которые приняты заказчиком в полном объеме, что подтверждается актом о приемке выполненных работ за декабрь 2012 года от 05.12.2012 (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 05.12.2012 (форма КС-3) на сумму 360 449 руб. 27 коп.
Согласно пункту 6.3 контракта, оплата муниципального заказа осуществляется в 2012 года в безналичном порядке в пределах лимитов за счет бюджета, предусмотренных в 2012 году. Оплата работ осуществляется на основании счета/счета-фактуры, акта выполненных работ (форма КС-2), и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), по мере поступления денежных средств, не позднее 31.12.2012.
Работы, выполненные истцом, не оплачены и долг составил 360 449 руб.27 коп. Ввиду просрочки оплаты, в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2013 по 12.04.2013, применив учетную банковскую ставку 8,25%, в размере 8425 руб. 50 коп.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 2 названной статьи к договору на выполнение подрядных работ для государственных нужд применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договора.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача подрядчиком результата работ заказчику (статьи 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В подтверждение выполнения работ по муниципальному контракту от 21.06.2012 N 0129300014912000912-0223143-01 и муниципальному контракту от 06.11.2012 N К/8-12 истец представил акт о приемке выполненных работ за август 2012 года от 31.08.2012 (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012 (форма КС-3), акт о приемке выполненных работ за декабрь 2012 года от 05.12.2012 (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат от 05.12.2012 (форма КС-3).
Таким образом судами обеих инстанций правомерно удовлетворены исковые требования истца в части взыскания основного долга.
Принимая во внимание положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, установив, что ответчик неправомерно удерживает денежные средства истца ввиду ненадлежащего исполнения обязательства по оплате выполненных работ, суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2012 по 12.04.2013 в размере 31 895 руб. 68 коп.
Доводы Департамента финансов и администрации Волгограда о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, рассматривались судами нижестоящих инстанций и были признаны необоснованными. Суды, основываясь на положениях статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации пришли к выводу, что Департамент финансов является надлежащим представителем муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, а взыскание должно производиться за счет средств казны муниципального образования.
Департамент финансов в кассационной жалобе указывает, что истец на основании статей 47, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании уточнил исковые требования в части взыскания задолженности по муниципальным контрактам, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов с ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи".
Судебная коллегия данный довод считает несостоятельным в силу следующего.
Как следует из заявления, поданного в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с представлением ответчиком сведений о передаче из муниципальной собственности Волгограда в государственную собственность Волгоградской области муниципального казенного учреждением здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", сменой наименования учреждения истец просил взыскать сумму долга с ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" (прежнее наименование муниципальное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи").
Вместе с тем указанное заявление не содержит отказ от исковых требований к Департаменту финансов и администрации Волгограда.
Доводы заявителей кассационных жалоб, оспаривающие выводы судов обеих инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки вышеприведенных выводов судов, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб, доводы которых проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.06.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А12-9347/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, установив, что ответчик неправомерно удерживает денежные средства истца ввиду ненадлежащего исполнения обязательства по оплате выполненных работ, суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2012 по 12.04.2013 в размере 31 895 руб. 68 коп.
Доводы Департамента финансов и администрации Волгограда о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, рассматривались судами нижестоящих инстанций и были признаны необоснованными. Суды, основываясь на положениях статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации пришли к выводу, что Департамент финансов является надлежащим представителем муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, а взыскание должно производиться за счет средств казны муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2013 г. N Ф06-904/13 по делу N А12-9347/2013