г. Казань |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А57-4862/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А57-4862/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гиперон", г. Саратов, заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконными действий, обязании исключить запись из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гиперон" в лице единственного учредителя Виленчика Ф.А. (далее - ООО "Гиперон", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - регистрирующий орган, инспекция) по исключению ООО "Гиперон" из ЕГРЮЛ. В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём исключения из ЕГРЮЛ записи N 2116450061066 о прекращении деятельности общества.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 решение суда первой инстанции отменено. Принят по делу новый судебный акт. Действия регистрирующего органа признаны незаконными. Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенное нарушение прав общества путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи N 2116450061066 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Гиперон" фактически прекратившего свою деятельность.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что согласно справке от 29.12.2010 N 629-О, общество, зарегистрированное 10.12.1996 администрацией Фрунзенского района г. Саратова в качестве юридического лица (ОГРН 1076455002557), не представляет в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и также отсутствует движение денежных средств по банковским счетам.
На основании данного обстоятельства, инспекция 30.12.2010 приняла решение о предстоящем исключении ООО "Гиперон" из Единого реестра юридических лиц. По истечении трехмесячного срока с момента опубликования решения о предстоящем исключении общества из государственного реестра регистрирующий орган 12.05.2011 исключил ООО Гиперон" из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи.
Общество, считая действия инспекции незаконными и нарушающими его права, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Федерального Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
В данном случае основанием, для принятия регистрирующим органом решения о предстоящей ликвидации общества послужили выводы о том, что указанное общество обладает признаками недействующего юридического лица, поскольку не представляло отчётность и не осуществляло в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, операций по банковскому счету общества.
Решение налогового органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ было опубликовано в официальном печатном издании - "Вестник государственной регистрации" N 1 (308) часть 2 январь 2011.
Так как, в течение установленного трехмесячного срока в адрес инспекции заявлений, предусмотренных пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не поступило, в государственный реестр была внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (государственный регистрационный номер записи 2116450061066).
Между тем, процедура регламентированная положениями статей 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ, может быть применена регистрирующим органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности, и не может рассматриваться как санкция за несвоевременное предоставление хозяйствующим субъектом документации налоговой отчетности либо сведений об открытии банковских счетов.
Согласно вышеприведенным положениям Федерального Закона N 129-ФЗ принятое регистрирующим органом решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не влечет последующую обязанность налоговой службы вносить в ЕГРЮЛ соответствующую запись об исключении юридического лица, если налоговым органом самостоятельно будет установлено, что такое юридическое лицо фактически продолжает осуществление своей деятельности (то есть налоговая служба не должна вносить запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и при отсутствии заявлений заинтересованных лица, поданных в порядке пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Из материалов дела следует, что общество в период, предшествующий принятию регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (2010 год), письмом от 17.04.2010 сообщило налоговому органу о невозможности осуществления хозяйственной деятельности и фактическом ее приостановлении. Факт получения такого письма налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что общество в указанный период времени являлось стороной по делу N А57-12782/2010, по которому принято решение 16.12.2010, являлось и является стороной исполнительного производства, в последующем являлось заявителем по делу о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Балашовский элеватор", принимает попытки для участия в аукционах и торгах.
Также не может быть принята ссылка регистрирующего органа на справку от 29.12.2010 N 629-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам, поскольку указанный банк является банкротом, что подтверждает довод общества о невозможности осуществления платежных операций через счет, открытый в указанном банке, по независящим от него причинам.
Таким образом, инспекция, принимая решение о предстоящем исключении общества, не выяснила всех обстоятельств и пришла к неверному выводу о наличии признаков недействующего юридического лица.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Следовательно, Виленчик Ф.А., являясь единственным учредителем общества в силу указанной нормы права обоснованно обратился в суд с заявленными требованиями, поскольку оспариваемым решением регистрирующего органа нарушаются права общества на осуществление предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае обществу стало известно об исключении общества из ЕГРЮЛ 18.03.2013, из определения арбитражного суда о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). На указанные обстоятельства общество ссылается в заявлении о восстановлении нарушенного срока, которые правомерно признаны судом апелляционной инстанции уважительными, в связи с чем срок, предусмотренный пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ о регистрации признан подлежащим восстановлению.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В данном случае, общество на момент исключения его из ЕГРЮЛ, являлось действующим юридическим лицом, в связи с чем, исключение инспекцией его из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность, является незаконным, поскольку принято при отсутствии у заявителя признаков недействующего юридического лица. Действия инспекции по исключению из ЕГРЮЛ ООО "Гиперон", фактически осуществляющего хозяйственную деятельность, противоречат требованиям и правовому смыслу Федерального закона N 129-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А57-4862/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В данном случае, общество на момент исключения его из ЕГРЮЛ, являлось действующим юридическим лицом, в связи с чем, исключение инспекцией его из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность, является незаконным, поскольку принято при отсутствии у заявителя признаков недействующего юридического лица. Действия инспекции по исключению из ЕГРЮЛ ООО "Гиперон", фактически осуществляющего хозяйственную деятельность, противоречат требованиям и правовому смыслу Федерального закона N 129-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2013 г. N Ф06-748/13 по делу N А57-4862/2013