г. Казань |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А57-1638/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Исмагиловой Л.Р., доверенность от 04.12.2013,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
Комитета по управлению имуществом г. Саратова - извещен надлежащим образом,
Государственного унитарного предприятия "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом г. Саратова и Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2013 (судья Е.В.Пузина) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу N А57-1638/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земля", г. Чебоксары (ИНН 2129056123, ОГРН 1042129024530), заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045), Комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Государственное унитарное предприятие "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Земля" (далее - ООО "Земля", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) от 16.11.2012 г. N 281-12/гз о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013, заявленные требования общества удовлетворены, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16.11.2012 г. N 281-12/гз о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной признано недействительным.
УФАС по Саратовской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Комитет по управлению имуществом г. Саратова, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
УФАС по Саратовской области в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, Комитет и Государственное унитарное предприятие "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости") в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия общества, Комитета и ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя УФАС по Саратовской области, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 24.10.2012 Комитет опубликовал извещение о размещении муниципального заказа на выполнение работ по формированию земельных участков, занимаемых корпусными объектами (зданиями, сооружениями), предполагающими использование для целей обеспечения водоснабжения и водоотведения, с постановкой на государственный кадастровый учет. Размещение заказа осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе были размещены 24.10.2012 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Номер извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме - 0360300001012000055.
Согласно опубликованной документации об аукционе результатом выполняемых работ, заказчиком которых выступал Комитет, является: формирование земельных участков, включенных в Перечень земельных участков, занимаемых корпусными объектами (зданиями, сооружениями), подлежащих формированию, с предоставлением кадастровых паспортов. Согласно пункту 2.2.19 документации об аукционе срок выполнения работ - 24 календарных дня с момента заключения муниципального контракта.
09.11.2012 ООО "Земля" обратилось в УФАС по Саратовской области с жалобой на действия Комитета, как заказчика при проведении открытого аукциона, в которой просило приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу и принять в случае выявления нарушений действующего законодательства решение, предусмотренное пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (утвержденных Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 N 498).
УФАС по Саратовской области 16.11.12 вынесено решение N 281-12/гз о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Как установлено судами, 24.10.2012 Комитет опубликовал извещение о размещении муниципального заказа на выполнение работ по формированию земельных участков, занимаемых корпусными объектами (зданиями, сооружениями), предполагающими использование для целей обеспечения водоснабжения водоотведения, с постановкой на государственный кадастровый учет.
Учитывая, что реально в срок, указанный в документации об аукционе (24 календарных дня), работы заведомо не могут быть выполнены, общество не подавало заявку на участие в аукционе. Муниципальным контрактом предусмотрена ответственность за его неисполнение.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно не приняты доводы УФАС по Саратовской области и Комитета о том, что заказчик имеет право устанавливать любой срок выполнения работ, и что 24 дня является достаточным временем для их выполнения, на основании следующего.
Работы по формированию земельных участков и постановке этих земельных участков на кадастровый учет осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), Земельным Кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ результатом кадастровых работ при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков является межевой план.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 12 той же статьи форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Во исполнение указанной нормы приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 утверждены Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Согласно пункту 22 указанных требований межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории).
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что подготовка межевого плана, являющегося результатом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, невозможна без получения сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастровой выписки или кадастрового плана территории.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, а также пункта 42 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.02.2010 N 75) срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий составляет не более пятнадцати рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
Формирование земельных участков, занимаемых корпусными объектами (зданиями и сооружениями), и постановка их на кадастровый учет должны были осуществляться в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. То есть, выполнение работ по муниципальному контракту должно было сопровождаться подготовкой и утверждением схем расположения формируемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно подпунктам 2.6.1 и 2.6.3 Административного регламента предоставления услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (утв. постановлением Администрации г. Саратова от 04.04.2012 N 475), при наличии зданий, строений и сооружений на формируемом земельном участке необходима выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, расположенных на формируемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих права на такое здание, строение, сооружение, если право в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок).
Кроме того, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что в ходе выполнения работ, указанных Комитетом в документации об аукционе, исполнителю работ только на получение информации из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и ГКН, а также на утверждение схемы размещения земельного участка и постановку на учет земельных участков, то есть на совершение действий, осуществляемых соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, потребовалось бы до 40 рабочих и 30 календарных дней из следующего расчета:
- до 5 рабочих дней на получение из органа кадастрового учета кадастрового плана территории (пункт 8 статьи 14) Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ;
- до 30 календарных дней на утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (статья 29 ЗК РФ);
- до 5 рабочих дней на получение _выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, расположенных на формируемом земельном участке (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ);
- до 20 рабочих дней на постановку на кадастровый учет каждого сформированного земельного участка органом кадастрового учета (статья 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Кроме того, указанные выше нормативные правовые акты не предусматривают способов ускорения соответствующих процедур, а совершение соответствующих действий в максимальный срок не может быть обжаловано или оспорено исполнителем.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что установление в документации об аукционе срока выполнения работ 24 календарных дня делает выполнение этих работ в срок заведомо невыполнимым для лиц, не имеющих заранее полученных сведений о подлежащих формированию земельных участках, и корпусных объектах, расположенных на таких участках.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии документации об аукционе требованиям части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, суды обоснованно признали решение УФАС по Саратовской области от 16.11.2012 г. N 281-12/гз недействительным.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы УФАС по Саратовской области и Комитета, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу N А57-1638/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок).
Кроме того, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что в ходе выполнения работ, указанных Комитетом в документации об аукционе, исполнителю работ только на получение информации из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и ГКН, а также на утверждение схемы размещения земельного участка и постановку на учет земельных участков, то есть на совершение действий, осуществляемых соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, потребовалось бы до 40 рабочих и 30 календарных дней из следующего расчета:
- до 5 рабочих дней на получение из органа кадастрового учета кадастрового плана территории (пункт 8 статьи 14) Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ;
- до 30 календарных дней на утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (статья 29 ЗК РФ);
- до 5 рабочих дней на получение _выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, расположенных на формируемом земельном участке (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ);
- до 20 рабочих дней на постановку на кадастровый учет каждого сформированного земельного участка органом кадастрового учета (статья 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Кроме того, указанные выше нормативные правовые акты не предусматривают способов ускорения соответствующих процедур, а совершение соответствующих действий в максимальный срок не может быть обжаловано или оспорено исполнителем.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что установление в документации об аукционе срока выполнения работ 24 календарных дня делает выполнение этих работ в срок заведомо невыполнимым для лиц, не имеющих заранее полученных сведений о подлежащих формированию земельных участках, и корпусных объектах, расположенных на таких участках.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии документации об аукционе требованиям части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2013 г. N Ф06-830/13 по делу N А57-1638/2013