г. Казань |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А49-1005/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мещерякова В.П., директор,
ответчиков - руководителя Федеральной таможенной службы Бельянинова А.Ю. - Кармановой Е.В., доверенность от 30.11.2012; начальника Приволжского таможенного управления Голоскокова В.И. - Кармановой Е.В., доверенность от 04.06.2013, начальника Саратовской таможни Овсянникова С.А. - Волошина Б.С., доверенность от 14.05.2013, начальника Пензенского областного таможенного поста Саратовской таможни Байбака А.И. - Волошина Б.С., доверенность от 04.12.2013,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.06.2013 (судья Мещеряков А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 (председательствующий судья - Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-1005/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто", г. Пенза (ОГРН 1085835003100, ИНН 5835078006) к начальнику Пензенского областного таможенного поста Саратовской таможни Байбаку Алексею Ивановичу, г. Пенза, начальнику Саратовской таможни Овсянникову Сергею Александровичу, начальнику Ульяновской таможни Герасеву Валерию Николаевичу, г. Ульяновск, начальнику Приволжского таможенного управления Голоскокову Вячеславу Ивановичу, г. Нижний Новгород, руководителю Федеральной таможенной службы Бельянинову Андрею Юрьевичу, г. Москва, об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" (далее - ООО "Оптим-Авто", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании бездействия названных должностных лиц таможенных органов по организации склада таможенного органа на Пензенском областном таможенном посту Саратовской таможни.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013, отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение при принятии решения норм процессуального права.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Федеральной таможенной службы от 24.09.2012 N 1918 Пензенский областной таможенный пост, находившийся ранее в подчинении Ульяновской таможни, с 25.12.2012 был переподчинен, передан в подчинение Саратовской таможне и является ее подразделением.
03.10.2012 на Пензенский областной таможенный пост ООО "Оптим-Авто" были поданы предварительные таможенные декларации на товары N 10414070/031012/0003569 в отношении автомобиля марки FORD модель F-250 и N 10414070/031012/0003570 в отношении автомобиля марки GMC модель SIERRA.
В процессе таможенного оформления названные товары 05.03.2013 были помещены ООО "Оптим-Авто" на склад временного хранения по заключенному им с ОАО "Маяк" (владелец склада) договору от 04.03.2013 N 04-1-10 на оказание услуг по хранению товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
06.03.2013 обществом на Пензенский областной таможенный пост в целях помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления была подана ДТ N 10413090/060313/0000828 на товар - автомобиль марки FORD модель F-250. Товар выпущен таможенным органом 07.03.2013.
07.03.2013 на Пензенский областной таможенный пост в целях помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обществом была подана ДТ N 10413090/070313/0000840 на товар - автомобиль марки GMC модель SIERRA. Данный товар выпущен таможенным органом 11.03.2013.
ООО "Оптим-Авто" считает, что на Пензенском областном таможенном посту должен быть организован склад таможенного органа, который в настоящее время отсутствует.
В обоснование требований о признании незаконным бездействия названных выше должностных лиц по организации склада таможенного органа на Пензенском областном таможенном посту общество сослалось на положения статьи 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенных органов.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 200, 201 АПК РФ, отказали обществу в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 167 ТК ТС временное хранение товаров - это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 168 ТК ТС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (далее - места временного хранения).
ТК ТС, Закон N 311-ФЗ и иные акты таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле не содержат правовых норм, обязывающих таможенные органы создавать в каждом таможенном органе склады для временного хранения товаров.
Деятельность Федеральной таможенной службы регламентирована Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 311-ФЗ региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Региональные таможенные управления и таможни осуществляют деятельность соответственно на основе Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне, утвержденных Приказом Федеральной таможенной службы от 12.01.2005 N 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне".
На основании пункта 7 Приказа Федеральной таможенной службы от 24.09.2012 N 1918 "О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе" Пензенский областной таможенный пост осуществляет свою деятельность в соответствии с Общим положением о таможенном посте, утвержденным Приказом Федеральной таможенной службы от 13.08.2007 N 965.
При этом все вышеназванные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной таможенной службы, Приволжского таможенного управления, Ульяновской и Саратовской таможни, Пензенского областного таможенного поста также не предусматривают обязанность таможенных органов по созданию складов для временного хранения товаров.
Имеющиеся в деле соответствующие должностные инструкции также не обязывают перечисленных выше должностных лиц таможенных органов создавать склады таможенных органов для временного хранения товаров.
Как следует из материалов дела, общество обжалует бездействия названных выше должностных лиц, выразившееся в не организации склада таможенного органа на Пензенском областном таможенном посту.
Согласно статье 201 АПК РФ решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, арбитражные суды в силу норм АПК РФ проверяют ненормативные правовые акты, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц на предмет соответствия законам и иным нормативным правовым актам, а не их целесообразность, которая не является предметом судебной оценки, о чем правомерно указано судом апелляционной инстанции.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А49-1005/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 311-ФЗ региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Региональные таможенные управления и таможни осуществляют деятельность соответственно на основе Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне, утвержденных Приказом Федеральной таможенной службы от 12.01.2005 N 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне".
На основании пункта 7 Приказа Федеральной таможенной службы от 24.09.2012 N 1918 "О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе" Пензенский областной таможенный пост осуществляет свою деятельность в соответствии с Общим положением о таможенном посте, утвержденным Приказом Федеральной таможенной службы от 13.08.2007 N 965."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2013 г. N Ф06-10945/13 по делу N А49-1005/2013