г. Казань |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А12-7120/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова А.Л.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения рабочий поселок Средняя Ахтуба
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2013 (судья Беляева В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 (председательствующий судья Самохвалова А.Ю., судьи Грабко О.В., Каплина С.Ю.)
по делу N А12-7120/2013
по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) к муниципальному унитарному предприятию "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения рабочий поселок Средняя Ахтуба (ИНН 3428983826, ОГРН 1043400663976) о взыскании ущерба в размере 6 775 000 руб., с участием третьего лица - федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу",
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - "Среднеахтубинское ЖКХ", ответчик, предприятие) о взыскании 6 775 000 рублей ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд первой инстанции привлек федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2013 по делу N А12-7120/2013 иск удовлетворен. Суд взыскал с ответчика в доход бюджета 6 775 000 рублей ущерба и 56 875 рублей государственной пошлины.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в иске. Считает, что суд не принял во внимание то, что ответчик в соответствии с условиями лицензии от 13.05.09 N ОТ-39-001316(34) осуществляет только деятельность по сбору и транспортировке отходов и не является собственником отходов, размещенных на выделенной ему в пользование площадке для временного складирования твердых бытовых отходов. По мнению ответчика, суд должен был применить статьи 4 и 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающие на органы местного самоуправления полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами. Ответчик считает, что суд должен был учесть его неоднократные обращения в районную и городскую администрацию о решении вопроса об утилизации отходов, а также социальную значимость предприятия, и негативные последствия, связанные с взысканием с него суммы ущерба.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что вина ответчика в причинении ущерба почвам полностью доказана в рамках настоящего дела, с учетом обстоятельств, преюдициально установленных судебными актами по делу N А12-1316/2013.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва истца, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ответчику для временного хранения твердых бытовых отходов распоряжением администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба в пользование предоставлена площадка площадью 36 572 кв. м. Ответчик осуществляет размещение отходов на данной площадке с нарушением требований природоохранного законодательства, за что привлекался к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законность постановления о привлечении предприятия к административной ответственности проверялась арбитражным судом в рамках дела N А12-1316/2013, вступившими в законную силу судебными актами предприятию отказано в признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 16.01.2013 N 10/16-12-Э. Нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся, в том числе, в размещении на земельном участке отходов 1-4 класса опасности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, привело к загрязнению почвенного слоя на площади 6 кв. м.
Установив, что загрязнение почвенного слоя произошло в результате деятельности ответчика по размещению отходов, суды на основании пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворили иск. Размер ущерба определен на основании утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 методики и не оспаривается ответчиком в кассационной жалобе.
Довод ответчика о том, что организация деятельности в области обращения с отходами в силу статей 4 и 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления не может быть принят во внимание. Наделение органов местного самоуправления данными полномочиями, а также ненадлежащее осуществление таких полномочий (о чем заявляет ответчик), не освобождает хозяйствующего субъекта от обязанности соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами. Отсутствие у ответчика лицензии на деятельность в сфере размещения опасных отходов не только не опровергает выводы суда, но и усугубляет вину ответчика, фактически осуществлявшего деятельность в отсутствие специального разрешения.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу N А12-7120/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения рабочий поселок Средняя Ахтуба (ИНН 3428983826, ОГРН 1043400663976) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчика о том, что организация деятельности в области обращения с отходами в силу статей 4 и 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления не может быть принят во внимание. Наделение органов местного самоуправления данными полномочиями, а также ненадлежащее осуществление таких полномочий (о чем заявляет ответчик), не освобождает хозяйствующего субъекта от обязанности соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами. Отсутствие у ответчика лицензии на деятельность в сфере размещения опасных отходов не только не опровергает выводы суда, но и усугубляет вину ответчика, фактически осуществлявшего деятельность в отсутствие специального разрешения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2013 г. N Ф06-960/13 по делу N А12-7120/2013