г. Казань |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А55-3940/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-3940/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант", г. Самара (ИНН 6314028079, ОГРН 1076317001815) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия, с участием третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - ООО "Гарант", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), выраженных в отказе о предоставлении в аренду земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 10, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, понуждении в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу заключить договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 решение суда первой инстанции изменено в части способа восстановления нарушенного права ООО "Гарант" путем возложения на Министерство обязанности по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения в установленном действующим законодательством порядке и сроки процедуры предоставления земельного участка. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением администрации Куйбышевского района городского округа Самара от 14.02.2008 N 61 утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 10.
07 сентября 2010 года вышеуказанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0416002:524.
Общество 20.10.2011 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.
Министерство письмом от 26.11.2012 N 12-1/2954/11а отказало заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку спорный земельный участок расположен в охранной зоне электрического кабеля напряжением свыше 0,4 кВ, а из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара невозможно точно определить напряжение электрического кабеля. Кроме того, Министерство указало на то, что в представленном обществом пакете документов отсутствует согласование с закрытым акционерным обществом "Самарские городские электрические сети".
ООО "Гарант", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, правильно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка министерство направляет соответствующее обращение в газету "Волжская коммуна", а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области.
В силу пункта 2.9 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.7 настоящего Порядка, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в министерство в течение двух недель со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления указанных документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Рассмотрению подлежат все заявления, поступившие до истечения установленного срока. В случае если заявление не соответствует установленным требованиям, министерство в трехдневный срок уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления.
Согласно пункту 2.10 Порядка земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление. В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в пункте 2.9 настоящего Порядка, министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что проект границ земельного участка был утвержден и согласован, в том числе и с закрытым акционерным обществом "Самарские городские электрические сети", принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и не изъят из оборота, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным.
Суд первой инстанции в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал Министерство по вступлении решения в законную силу в срок, предусмотренный законодательством, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Гарант" путем заключения договора аренды спорного земельного участка, поскольку пришел к выводу, что общество является победителем торгов.
Между тем из материалов дела следует, что в газете "Волжская коммуна" от 25.01.2012 N 22 (27950) было опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 10, для использования под установку временного торгового павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Заявления граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, принимаются по указанным адресам в течение двух недель со дня публикации информации.
Министерство письмом от 21.02.2012 N 12-1/2956/11-а сообщило обществу о том, что в связи с поступлением других заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка необходимо проведение торгов.
При этом в арбитражный апелляционный суд Министерством представлены письма о возврате документов Фоменкову А.А., Мордвинцеву А.В., Дмитриеву С.М., Месропян М.П., Любимову М.А., Савинову А.Ю., Чтчяну Р.Т., Куликову А.Б. по результатам рассмотрения обращений об отзыве заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции определением от 19.08.2013 предложил лицам, участвующим в деле, представить пояснения относительно того, что заявитель по делу является победителем торгов, с приложением соответствующих доказательств.
Однако доказательств проведения торгов, а также того, что общество является победителем торгов, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что восстановление прав и законных интересов ООО "Гарант" возможно путем возложения на Министерство обязанности проведения в установленном действующим законодательством порядке и сроки процедуры предоставления спорного земельного участка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым оставить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу N А55-3940/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, правильно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно пункту 2.10 Порядка земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление. В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в пункте 2.9 настоящего Порядка, министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2013 г. N Ф06-598/13 по делу N А55-3940/2013