г. Казань |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А65-29354/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаатодор"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 (судья Камалиев Р.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., Демина Е.Г.)
по делу N А65-29354/2012
по исковому заявлению областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаатодор" (ИНН 4400000299, ОГРН 1034408610136) к открытому акционерному обществу "КАМАЗ" (ОГРН 1021602013971), открытому акционерному обществу "Торговая финансовая компания "КАМАЗ" (ИНН 1653019048, ОГРН 1021602019097) о взыскании в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области в размере 195 480 руб., с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Галичский автокрановый завод" (ИНН 4403000875), общества с ограниченной ответственностью "Интермодальная транспортировка - КАМАЗ" (ИНН 7709506248, ОГРН 1037739869111), общества с ограниченной ответственностью "ИнтерТрансКама", г. Зеленодольск, общества с ограниченной ответственностью "Авто-Миг" (ИНН 344201001, ОГРН 1071650026524), закрытого акционерного общества "Воронежагротранс",
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаатодор" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу "КАМАЗ" (далее - ОАО "КАМАЗ"), открытому акционерному обществу "Торговая финансовая компания "КАМАЗ" (далее - ОАО "ТФК" КАМАЗ") о взыскании в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области в размере 195 480 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, 16.11.2009, 19.04.2010, 29.09.2010 на пункте весового контроля СПВК-1 автодороги Кострома-В Спасское 10, являющейся автомобильной дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения в Костромской области, было выявлено превышение установленных предельных значений по осевой нагрузки транспортных средств КАМАЗ 43118-15 АК 487А 44, КАМАЗ 65115 АР 4423 44, КАМАЗ 43118-15 АР 5218 44, владельцем которого является ОАО "КАМАЗ". Данные нарушения зафиксированы в акте от 28.09.2010 N 3834, акте от 16.11.2009 N ПК15, акте от 19.04.2010 N Ш 516.
Расчет ущерба осуществляется в соответствии с формулой определенной пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов".
Расчетным путем истцом был определен размер ущерба, нанесенный автомобильным дорогам общего пользования, который составил 195 480 руб.
Истец направил в адрес ОАО "КАМАЗ" претензии, в которых предложил в добровольном порядке возместить вред.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, установленном пунктами 5, 6 Правил.
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ОАО "КАМАЗ" ссылалось на то, что оно не являлось владельцем транспортного средства в момент перевозки грузов.
Судом установлено и следует из материалов дела, ОАО "КАМАЗ" (заказчик) с открытым акционерным обществом "Галичский автокрановый завод" (далее - подрядчик, ОАО "Галичский автокрановый завод") заключило договор подряда от 22.02.2008 N 103/002-15735, согласно которому подрядчик по заданию заказчика выполняет работы по изготовлению спецавтомобилей путем установки и монтажа собственных спецнадстроек на шасси заказчика.
По сообщению ОАО "ТФК" КАМАЗ" автомобили на основании договора подряда были переданы на доработку в ОАО "Галичский автокрановый завод" г. Галич.
Доставку автомобилей в ОАО "Галичский автокрановый завод" и возврат автомобилей осуществляло общество с ограниченной ответственностью "Интермодальная транспортировка-КАМАЗ" (далее - ООО "Интермодальная транспортировка-КАМАЗ") на основании договора оказания услуг по перегону автомобилей и перевозке попутных грузов на территории Российской Федерации от 03.12.2007 N 167/1, заключенного между ОАО "ТФК "КАМАЗ" и ООО "Интермодальная транспортировка-КАМАЗ".
По сообщению ОАО "ТФК" КАМАЗ" автомобиль КАМАЗ 43118-15 АК 487А 44 (шасси N 1188264) был реализован в закрытое акционерное общество "Воронежагроттранс" по накладной от 30.09.2010 N 395294, доставка произведена обществом с ограниченной ответственностью "ДАКАР +".
В момент причинения вреда автомобильным дорогам Костромской области автомобили не находились во владении ОАО "КАМАЗ", ОАО "ТФК" КАМАЗ", водители Блюмхен А.Э, Мухутдинов Р.В., Галимов И.С, управлявшие автомобилями в трудовых отношениях с ОАО "КАМАЗ" и ОАО "ТФК КАМАЗ" не состояли.
В соответствии с договором подряда от 22.02.2008 N 103/0208-15735 изготовленные подрядчиком спецавомобили были переданы заказчику ОАО "КАМАЗ" автокран КС 55713 1ВА N 036 на шасси КАМАЗ 65115-62 16.11.2009, представителю заказчика Блюмхену А.Э. (товарная накладная от 16.11.2009 N 12548, в которой поставщиком значится ОАО "Галичский автокрановый завод", грузополучателем - ОАО "ТФК "КАМАЗ", доверенность от 13.11.2009 N 00001573 выданная ОАО "ТФК "КАМАЗ" на получение автокрана с ОАО "Галичский автокрановый завод", акт сдачи-приемки от 16.11.2009), автокран КС 55713 -5А N 081 на шасси КАМАЗ 43118-15 - представителю Мухутдинову Р.В, (товарная накладная от 30.03.2010 N 4872, в которой поставщиком значится ОАО "Галичский автокрановый завод", грузополучателем - ОАО "ТФК "КАМАЗ", доверенность от 16.04.2010 N 0000490. выданная ОАО "ТФК "КАМАЗ" на получение автокрана с ОАО "Галичский автокрановый завод", акт от 30.03.2010), автокран КС-55713- 5ВА N 029 на шасси КАМАЗ 43118-15 - представителю Галимову И.С. (товарная накладная от 28.09.2010 N 18190, в которой поставщиком значится ОАО "Галичский автокрановый завод", грузополучателем - ОАО "ТФК "КАМАЗ", доверенность от 24.09.2010 N 00001381 выданная ОАО "ТФК "КАМАЗ" на получение автокрана с ОАО "Галичский автокрановый завод", акт от 24.09.2010).
В соответствии с договором оказания услуг по перегону попутных грузов на территории Российской Федерации от 03.12.2007 N 167/1 ОАО "ТФК КАМАЗ" передало обществу с ограниченной ответственностью "ИнтерТранс-КАМАЗ" (далее - ООО "ИнтерТранс-КАМА") для доставки автомобили КАМАЗ 65115-02 АР 4423 (шасси N 1173166), автомобиль КАМАЗ 43118-15 АР 5218-44 (шасси N 2368462).
ООО "ИнтерТранс-КАМАЗ" на основании договора на перегон автомобилей от 15.11.2008 N 444, заключенного с "ИтерТранс-КАМА" передало автомобиль КАМАЗ 65115-62 АР 4423 44 ООО "ИнтерТранс-КАМА". ООО "ИнтерТранс-КАМА" выдало водителю Блюмхен А.Э. доверенность от 13.11.2009 N 429 для получения автомашины КАМАЗ (шасси N 1173166) с ОАО "Галичский автокрановый завод". В свою очередь ООО "ИнтерТранс-КАМАЗ" выдало ООО "ТФК" КАМАЗ" обменную доверенность от 13.11.2009 N 1916 в отношении Блюмхен.
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-Миг" выдало ООО "ИнтерТранс-КАМАЗ" обменную доверенность от 16.04.2010 N 27 в отношении Мухутдинова Р.В. на получение от ОАО "Галичский автокрановый завод" (шасси N 2368462). В свою очередь ООО "ИтерТранс-КАМАЗ" выдало ОАО "ТФК "КАМАЗ" обменную доверенность от 16.04.2010 N 827 в отношении Мухутдинова Р.В. на получение от ОАО "Галичский автокрановый завод" шасси N 2368462.
В момент причинения вреда 16.11.2009 автомобиль КАМАЗ 65115-62 АР 4423 44 (шасси N 1173166) под управлением водителя Блюмхен А.Э. находился во владении ООО "ИнтерТранс-КАМА", что подтверждается накладной от 13.11.2009 N 106872, актом от 27.11.2009 N 00000657.
ООО "ИнтерТранс-КАМАЗ" на основании договора на оказание услуг по перегону автомобилей от 31.12.2009 N 12, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Авто МИГ" (далее - ООО "Авто МИГ") и ООО "ИтерТранс-КАМАЗ" передало автомобиль КАМАЗ 43118-15 АР 5218 44 ООО "АвтоМиг".
В момент причинения вреда 19.04.2010 автомобиль КАМАЗ 43118-15 АР 4218 44 под управлением водителя Мухутдинова Р.В. находился во владении ООО "Авто Миг", что подтверждается накладной от 16.04.2010 N 115548, актом от 22.04.2010 N 000022. Доставку автомобиля КАМАЗ 43118-15 (шасси N 1188264) ООО "ИтерТранс-КАМАЗ" не осуществляло.
В момент причинения вреда автомобильным дорогам ООО "ИнтерТранс-КАМАЗ" не являлся владельцем вышеуказанных автомобилей, водители Блюмхен А.Э., Мухутдинов Р.В. и Галимов И.С., управлявшие указанными автомобилями в трудовых отношениях с ООО "ИнтерТранс-КАМАЗ" не состояли.
В соответствии с договором на перегон автомобилей от 15.11.2008 N 444 ООО "ИтерТранс-КАМАЗ" передало ООО "ИнтерТранс-КАМА" автомобиль КАМАЗ 65115-62 АР 4423.
В ноябре - декабре 2009 года у ООО "ИнтерТранс-КАМА" не было водителей, имеющих соответствующую квалификацию, дающих право на перегон грузовой автотехники. В связи с этим, ООО "ИтерТранс-КАМА" для осуществления перегона грузовой автотехники 25.06.2009 заключило договор N 1250609 с обществом с ограниченной ответственностью "МобиКам" (далее - ООО "МобиКам"). Фактически перегон автомобиля КАМАЗ 65115-62 осуществляло ООО "МобиКам". Факт перегона автомобиля подтверждается актом от 25.11.2009 N 0000279 (перегон автомобиля КАМАЗ КС 55713, г. Галич).
Учитывая вышеизложенное, судами обеих инстанций правомерно установлено, что организация по перегону автомобилей в ОАО "Галичский автокрановый завод" и обратно было возложено на третье лицо - ООО "Интермодальная транспортировка "КАМАЗ".
Исходя из положений постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 и Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации обязанность по получению специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза возложена на владельца или пользователя автомобильного транспорта.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к обоснованному выводу, что на момент обнаружения причинения вреда автомобильной дороге, ОАО "КАМАЗ" и ОАО "ТФК "КАМАЗ" не являлись владельцами (фактическими пользователями) транспортных средств КАМАЗ 43118-15 АК487А 44, КАМАЗ 65115 АР 4423 44, КАМАЗ 43118-15 АР 5218 44.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходим к выводу, что суды нижестоящих инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов обеих инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки вышеприведенных выводов судов, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А65-29354/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
...
Исходя из положений постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 и Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации обязанность по получению специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза возложена на владельца или пользователя автомобильного транспорта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 декабря 2013 г. N Ф06-617/13 по делу N А65-29354/2012