г. Казань |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А55-3528/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Петрушкина В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013 (судья Ануфриева А.Э.) постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-3528/2013
по исковому заявлению администрации городского округа Жигулевск, Самарская область, г. Жигулевск (ОГРН 1026303244901, ИНН 6345003980), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), о признании права собственности на земельный участок, признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок, с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Жигулевск Самарской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, Управление) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15177 кв. м с кадастровым номером 63:02:0102001:41, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15177 кв. м с кадастровым номером 63:02:0102001:41, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, признании права муниципальной собственности муниципального образования городского округа Жигулевск на земельный участок площадью 15177 кв. м с кадастровым номером 63:02:0102001:41, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск.
Заявлением от 22.04.2013 истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) просил принять отказ от иска в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - третье лицо, Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:02:0102001:41 от 04.04.2012, указанный земельный участок имеет площадь 15177 +/- 35 кв. м, адрес Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, разрешенное использование - под канализационные очистные сооружения, правообладатель Российская Федерация (право собственности), свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2002. На указанном земельном участке размещены: нежилое здание (здание хлораторной литер А1); нежилое здание (здание производственного назначения литер А); нежилое здание (здание решеток литер А3).
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что собственником земельного участка с кадастровым номером 63:02:0102001:41, площадью 15177 кв. м, находящегося по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск является Российская Федерация.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что собственником нежилого здания (здание решеток литер А3) площадью 70,1 кв. м, инвентарный номер 0002019, находящегося по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, является муниципальное образование городской округ Жигулевск.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что собственником нежилого здания (здание хлораторной литер А1) площадью 100 кв. м, инвентарный номер 0002020, находящегося по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, является муниципальное образование городской округ Жигулевск.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что собственником нежилого здания (здание производственного назначения литер А) площадью 465,1 кв. м, инвентарный номер 0000098, находящегося по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, является муниципальное образование городской округ Жигулевск.
В обоснование своего требования истец указал, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию городской округ Жигулевск, однако право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Правовыми обоснованиями исковых требований истец указал положения статей 3, 3.1 Федерального закона Российской Федерации Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон 137-ФЗ).
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. При этом согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Указанная норма введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственный регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Таким образом, пункт 3 статьи 1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для не применения в деле рассматриваемой нормы. По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Поскольку право муниципальной собственности на участок основывается на этой норме, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, администрация вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, мотивировал тем, что ответчиком не представлено доказательств того, что для размещения и эксплуатации зданий, принадлежащих истцу не требуется весь земельный участок. Также не представлено доказательств возможности разделения земельного участка с учетом его разрешенного вида использования и назначения с целью выделения части земельного участка для размещения объектов недвижимости, принадлежащих истцу.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А55-3528/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. При этом согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Указанная норма введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственный регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Таким образом, пункт 3 статьи 1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для не применения в деле рассматриваемой нормы. По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Поскольку право муниципальной собственности на участок основывается на этой норме, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, администрация вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2013 г. N Ф06-10895/13 по делу N А55-3528/2013