г. Казань |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А12-4722/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контур" на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.) по делу N А12-4722/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контур", г. Волгоград, к Министерству промышленности и торговли Волгоградской области о признании незаконным решения, заинтересованные лица: частное учреждение профсоюзов "Управление собственностью Волгоградских профсоюзов", г. Волгоград, учреждение "Универсальный спортивно-зрелищный комплекс волгоградских профсоюзов", г. Волгоград.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Контур" (далее - ООО "Контур", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства промышленности и торговли Волгоградской области (далее - Минпромторг Волгоградской области, министерство, лицензирующий орган) от 15.01.2013 N 7125 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 65 и обязании принять решение о выдаче указанной лицензии по заявленному адресу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.05.2013 заявленные ООО "Контур" требования удовлетворены, отказ лицензирующего органа в переоформлении Обществу лицензии признан незаконным, министерство обязано принять решение о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Постановлением от 30.08.2013 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.05.2013, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Контур" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт, поскольку судом апелляционной инстанции не в полном объеме проанализированы и оценены доказательства, предоставленные в ходе рассмотрения настоящего спора, что привело к необоснованным выводам по делу.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Контур" министерство, ссылаясь на несостоятельность изложенных заявителем доводов, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
ООО "Контур" и Минпромторг Волгоградской области о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ООО "Контур" имеет лицензию от 09.11.2011 N 5696 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия до 16.04.2014.
В целях переоформления лицензии Общество 17.12.2012 обратилось в Минпромторг Волгоградской области с соответствующим заявлением. Основанием для переоформления послужило изменение указанного в лицензии места реализации алкогольной продукции и открытием нового обособленного подразделения по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 65.
Решением от 15.01.2013 г. N 7125 министерство отказало Обществу в переоформлении лицензии в связи с тем, что заявленное помещение в нарушение требований пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) находится на территории спортивного объекта.
Считая, что решение лицензирующего органа не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконности отказа министерства, поскольку помещение, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 65, принадлежащее ООО "Контур" на праве аренды, не включено во Всероссийский реестр объектов спорта, в связи с чем, не может быть отнесено к таким объектам, соответственно, запрет, установленный пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не может распространять свое действие на указанное помещение.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции, внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Порядок выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 19 указанного закона. Пунктом 8 данной статьи предусмотрено принятие лицензирующим органом решений о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензий.
В силу пункта 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в случае изменения места нахождения организации или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
В соответствии с пунктом 2.5 Постановления Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 N 209-п "Об утверждении Положения о министерстве промышленности и торговли Волгоградской области" (далее - Положение о министерстве) Минпромторг Волгоградской области осуществляет полномочия по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведению государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано в случае несоответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25, 26 данного закона.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в том числе: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и на прилегающих к таким местам территориях.
При рассмотрении спора судами установлено, что оспариваемым решением Минпромторг Волгоградской области отказал ООО "Контур" в переоформлении лицензии от 09.11.2011 N 5696 в связи с изменением указанного в лицензии места реализации алкогольной продукции и открытием нового обособленного подразделения по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 65, поскольку в ходе проверки установлено, что заявленное помещение находится в здании спортивного объекта, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 16, статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Суд кассационной инстанции с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, считает отказ лицензирующего органа законным в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии.
Из материалов дела следует, что 20.12.2012 приказом министерства N 903 было принято решение о проведении в отношении заявителя внеплановой документарной проверки.
В ходе проведения проверки специалистами министерства было выявлено, что территориально обособленное подразделение, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 65, находится в помещении Дворца Спорта. По результатам проверки составлен акт, в котором указано выявленное нарушение.
Согласно доводам заявителя, поддержанным судом первой инстанции, Дворец Спорта в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 37.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) не является объектом спорта, так как не внесен во Всероссийский реестр объектов спорта.
Судом установлено, что доводы заявителя и выводы суда первой инстанции являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 329-ФЗ объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Частью 1 статьи 37.1 Закона установлено, что Всероссийский реестр объектов спорта формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 37.1 Федерального закона N 329-ФЗ объект спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта, не может использоваться для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, за исключением случая, если объект спорта впервые используется для проведения официального физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия.
Таким образом, из приведенной выше нормы следует лишь, что на объектах, не внесенных во Всероссийский реестр объектов спорта, запрещается проводить официальные физкультурные и спортивные мероприятия, что опровергает вывод о том, что объект спорта, невнесенный во Всероссийский реестр объектов спорта, не является объектом спорта.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 329-ФЗ под официальными физкультурными мероприятиями и спортивными мероприятиями понимаются физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, во Дворце Спорта помимо официальных спортивных мероприятий, проводятся спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, что подтверждается информацией официального сайта Дворца Спорта.
Согласно письму Министерства спорта Волгоградской области от 27.12.2012 N 09-01-08/644 Дворец Спорта является объектом спорта. На основании приказа Федеральной службы Государственной статистики данный объект учитывается в статистических данных как объект спорта по форме N 1-ФК (Сведения о физической культуре и спорте, раздел III - "Спортивные сооружения").
На основании вышеизложенного, Дворец Спорта, в котором располагается территориально обособленное подразделение, указанное Обществом в заявлении о переоформлении лицензии, является объектом спорта, а, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ на данном объекте запрещена розничная продажа алкогольной продукции.
Тот факт, что спорный объект не числится в реестре объектов спорта, не свидетельствует об отсутствии у него статуса спортивного объекта. Более того, внесение объекта в реестр спортивных объектов носит заявительный характер и зависит от волеизъявления собственника объекта.
Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ Минпромторг Волгоградской области обоснованно принял решение от 15.01.2013 N 7125 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО "Контур", поскольку, включение в существующую у Общества лицензию территориально обособленного подразделения, расположенного во Дворце Спорта, прямо нарушает положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы ООО "Контур".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 по делу N А12-4722/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании вышеизложенного, Дворец Спорта, в котором располагается территориально обособленное подразделение, указанное Обществом в заявлении о переоформлении лицензии, является объектом спорта, а, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ на данном объекте запрещена розничная продажа алкогольной продукции.
Тот факт, что спорный объект не числится в реестре объектов спорта, не свидетельствует об отсутствии у него статуса спортивного объекта. Более того, внесение объекта в реестр спортивных объектов носит заявительный характер и зависит от волеизъявления собственника объекта.
Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ Минпромторг Волгоградской области обоснованно принял решение от 15.01.2013 N 7125 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО "Контур", поскольку, включение в существующую у Общества лицензию территориально обособленного подразделения, расположенного во Дворце Спорта, прямо нарушает положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2013 г. N Ф06-794/13 по делу N А12-4722/2013