Основы деятельности юридических служб
государственных органов
Юридическая служба структура не новая. Данные структурные подразделения существовали и раньше, их роль заключалась в правовом обеспечении деятельности органов государственной власти.
8 мая 2001 г. Президент Российской Федерации подписал Указ "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов". Цель Указа - повышение уровня правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, улучшение качества подготовки проектов нормативных правовых актов, а также предоставление дополнительных социальных гарантий государственным служащим, осуществляющим правовое обеспечение деятельности указанных органов.
Для реализации данных целей Указ (п.1) рекомендует ввести во всех органах государственной власти новые самостоятельные структурные подразделения, занимающиеся исключительно правовыми вопросами, а именно юридические службы, а также предписывает обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2001 год и на последующие годы (абз.2 п.3). Хотелось бы сделать акцент именно на рекомендательном характере данной нормы. Дело в том, что хотя Указ и касается всех органов государственной власти, но относится прежде всего к органам исполнительной власти, так как именно они являются непосредственным механизмом реализации норм права.
Указ закрепляет на федеральном уровне правовой статус юридических служб. Он определяет, что они "входят в состав указанных органов (их аппаратов) в качестве самостоятельных подразделений и подчиняются непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов". Реализация этого положения служит важной гарантией независимости юридических служб и обеспечения законности в деятельности органов государственной власти. Таким образом, закрепление единых, унифицированных мер, направленных на укрепление роли юридических служб и усиление социальной защиты юристов всех ветвей власти, предпринимается на законодательном уровне впервые. Отметим, что юридические службы как структурные подразделения уже существуют и активно работают в органах государственной власти. Видимо, поэтому п.1 Указа носит не императивный, а диспозитивный характер. Например, существует Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, которое является самостоятельным структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Свое Правовое управление имеет и Аппарат Государственной Думы. В органах исполнительной власти также работают юридические службы. Так, Государственный таможенный комитет РФ приказом от 23 сентября 1994 г. N 485 утвердил Общее положение о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации.
В Указе идет речь о юридических службах всех ветвей власти, однако главное внимание, как уже отмечалось, уделяется федеральным органам исполнительной власти. Пункт 3 Указа возлагает на Правительство РФ обязанность по разработке и утверждению Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти. Однако такие акты уже существуют на ведомственном уровне и определяют статус юридических служб, их функции и полномочия, исходя из характера деятельности конкретного органа исполнительной власти. Таким образом, регулирование деятельности юридических служб до настоящего времени осуществлялось на локальном уровне и до сих пор не было единого акта на федеральном уровне, регламентирующего порядок образования и ликвидации юридической службы, ее функции и полномочия, права и обязанности ее служащих и т.д.
Сейчас Минюст РФ разрабатывает проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти". Его принятие и реализация будет способствовать усилению роли юридических служб в деятельности государственных органов, а также более точно определит их функции.
Новеллой рассматриваемого Указа стало расширение компетенции руководителей федеральных органов государственной власти и иных органов государственной власти, образованных в соответствии с Конституцией РФ в части установления дополнительных социальных гарантий лицам, "замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя" (п.2 Указа), а именно право устанавливать денежное вознаграждение и ежемесячные надбавки к должностному окладу указанным лицам.
Отметим, что ранее в компетенцию руководителей органов государственной власти не входило право самостоятельно устанавливать денежное вознаграждение и ежемесячные надбавки государственным служащим, замещающим соответствующие должности в юридических службах указанных органов.
Следовательно, п.2 Указа позволяет руководителям органов государственной власти самостоятельно решать вопрос выплаты денежного вознаграждения и ежемесячных надбавок в размере, предусмотренном комментируемым Указом. Таким образом, хотя компетенция руководителей здесь и расширена, однако ставки выплат строго фиксированы и определены Указом, что соответствует положениям действующего законодательства и, в частности, Федерального закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Безусловно, такая норма не только поспособствует привлечению в эти службы новых квалифицированных сотрудников, но и повысит уровень правового обеспечения деятельности органов государственной власти.
А. Ефимова,
младший научный сотрудник
Е. Спектор,
научный сотрудник (Институт законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ)
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основы деятельности юридических служб государственных органов
Авторы
А. Ефимова - младший научный сотрудник
Е. Спектор - научный сотрудник (Институт законодательства сравнительного правоведения при Правительстве РФ)
"Российская юстиция", 2001, N 9, стр.71