г. Казань |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А65-4994/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Радушнова В.Ю., доверенность от 01.03.2013,
ответчика - Валиуллина Р.А., доверенность от 09.01.2014, Шигабиева Р.Р., доверенность от 09.01.2014,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-4994/2013
по заявлению Открытого акционерного общества "Таттехконтроль", г. Казань (ИНН 1661019690, ОГРН 1081690016242) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Таттехконтроль" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Таттехконтроль") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан), с участием третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, о признании недействительным решения от 01.02.2013 N 1882 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2013 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2013 отменено, решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 01.02.2013 N 1882 о привлечении Открытого акционерного общества "Таттехконтроль" к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным.
Суд апелляционной инстанции обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Таттехконтроль".
Инспекция, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт.
Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании кассационную жалобу отклонил, просил оставить судебный акт без изменения.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьего лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей Инспекции и Общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Таттехконтроль" на основании уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2012 года, по результатам рассмотрения материалов которой налоговым органом 01.02.2013 принято решение N 1882 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 2923854,20 руб., ему начислены пени в размере 645083,32 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 14 619 271 руб., указанные пени, штрафы и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием доначисления Инспекцией оспариваемой заявителем суммы НДС явились выводы о необоснованном занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы вследствие применения льготы по реализации услуг, связанных с проведением технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра, предусмотренной подпунктом 17.2 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ).
Аттестат аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств выдан Обществу с внесением записи в реестр операторов технического осмотра за N 00843. Данный аттестат значится подписанным 08.02.2013, соответственно налогоплательщик в проверяемый период не имел аккредитации на право проведения технического осмотра транспортных средств, следовательно, в силу вышеупомянутых норм законодательства услуги заявителя по данной деятельности во 2 квартале 2012 года подлежали налогообложению НДС.
Решением Управления от 04.03.2013 N 2.14-0-18/004456@, оспариваемое решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что если услуги оказываются организациями, не прошедшими аккредитацию (как заявитель), то названные услуги подлежат обложению НДС в порядке, установленном нормами налогового законодательства, обратное повлекло бы нарушение справедливого баланса частных и публичных интересов.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что как организации, осуществляющие государственный технический осмотр транспортных средств до принятия Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 170-ФЗ), так и новые участники рынка - вновь аккредитованные операторы наделены законодателем идентичными функциями, ответственностью и правами, не могут быть лишены и налоговых преимуществ, а поэтому выводы суда первой инстанции основаны на ошибочном толковании положений подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Судебная коллегия считает, что выводы апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно статье 3 Закона N 170-ФЗ отношения в области технического осмотра регулируются международными договорами РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В связи с этим, к законодательству в области технического осмотра транспортных средств, кроме Закона N 170-ФЗ, относятся:
1) Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008,
2) Квалификационные требования к техническим экспертам, утвержденные Приказом Министерства промышленности РФ от 01.12.2011 N 1664,
3) Порядок ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 21.10.2011 N 587,
4) Приказ Министерства экономического развития РФ "Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра" от 14.10.2011 N 573,
5) Приказ Министерства транспорта РФ "Об утверждении правил заполнения диагностической карты" от 19.12.2011 N 320,
6) Постановление Правительства РФ "О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств" от 23.12.2011 N 1115,
7) Приказ Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня" от 06.12.2011 N 1677,
8) Федеральный Закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ и другие.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, вышеназванные нормативные правовые акты являются источниками правового регулирования деятельности не только новых участников рынка - операторов технического осмотра, но и организаций, которые на день вступления в силу Закона N 170-ФЗ прошли конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России, и наделяют указанных лиц одинаковыми функциями, требованиями и ответственностью.
Перечисленные нормативные правовые акты объединяют новых участников рынка - аккредитованных операторов технического осмотра и организации, имеющие договоры с подразделениями МВД России и осуществляющих технический осмотр транспортных средств до принятия Закона N 170-ФЗ, в единый термин "оператор технического осмотра транспортных средств".
Право на проведение технического осмотра транспортных средств с 01.01.2012 до 01.01.2014 организациям, осуществляющим государственный технический осмотр транспортных средств и имеющим договоры с подразделениями МВД России, предоставлено законодателем при условии включения организации в реестр операторов технического осмотра транспортных средств.
При этом пунктом 7 статьи 32 Закона N 170-ФЗ установлено, что аккредитация до 01.01.2014 не является условием осуществления технического осмотра транспортных средств, но может быть добровольно получена организацией, имеющей договор с подразделением МВД России, до истечения указанного срока.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Управлением Госавтоинспекции МВД по Республике Татарстан заключен договор от 31.12.2007 на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. Срок действия договора установлен с 01.01.2008 до 01.01.2018. Заявитель включен в реестр операторов технического осмотра Приказом Российского Союза Автостраховщиков от 22.12.2011 N 137.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 170-ФЗ в течение двух лет после дня вступления в силу Закона N 170-ФЗ технический осмотр может проводиться по выбору владельца транспортного средства в:
1) местах, в которых в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) с 01.01.2012 до 01.01.2014 проводится технический осмотр транспортных средств;
2) пунктах технического осмотра операторами технического осмотра.
При этом в статье 54 Закона N 3-ФЗ указано, что обязанности по осуществлению государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним в местах, которые оборудованы для проведения государственного технического осмотра, продолжают осуществляться полицией до 01.01.2014 с учетом требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств, за исключением требований аккредитации операторов технического осмотра и предельного размера платы за проведение технического осмотра.
Действовавшее до принятия Закона N 170-ФЗ Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ" предоставляло Госавтоинспекции возможность привлечения в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. С принятием Закона N 170-ФЗ технический осмотр транспортных средств постепенно выводится из компетенции МВД России и передается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые для получения права на проведение технического осмотра транспортных средств должны пройти аккредитацию Российского Союза Автостраховщиков.
Однако тем организациям, которые осуществляли технический осмотр транспортных средств в соответствии с Постановлением N 880 по договору с подразделениями МВД России до принятия Закона N 170-ФЗ законодателем предоставлены преимущества по сравнению с новыми участниками отраслевого рынка - операторами технического осмотра. Подобным организациям предоставлен адаптационный (переходный период) с 01.01.2012 до 01.01.2014, в течение которого организация может продолжать осуществлять технический осмотр транспортных средств без аккредитации. Право таких организаций на проведение технического осмотра транспортных средств уже подтверждено подразделениями МВД России, которые до вступления в силу Закона N 170-ФЗ обладали единоличными полномочиями в области технического осмотра транспортных средств и после вступления Закона N 170-ФЗ в силу полномочия МВД России по техническому осмотру действуют два года до 01.01.2014. Кроме того, для таких организаций законодателем предусмотрен упрощенный (заявительный) порядок включения в реестр операторов технического осмотра.
Положение подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, исходя из его взаимосвязи со статьями 143, 146, 153 и 154 НК РФ и статьями 2, 3, 4, 5, 14, 17, 19, 24 и 32 Закона N 170-ФЗ, направлено на регулирование налоговых отношений в связи с оказанием услуг по проведению технического осмотра транспортных средств посредством договора с подразделениями МВД РФ, заключенного до принятия Закона N 170-ФЗ или аккредитации Российским Союзом Автостраховщиков нового участника рынка - оператора технического осмотра.
Следовательно, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, предусмотренная законодателем налоговая льгота касается оборотов в виде вознаграждения (объекта налогообложения), выплачиваемого, как новым участникам рынка - аккредитованным операторам технического осмотра, так и организациям, которые получили право на проведение технического осмотра транспортных средств в силу договоров с подразделениями МВД России до принятия Закона N 170-ФЗ.
Некоторая неточность формулирования подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ не дает однозначных оснований для вывода о том, что организации, освобожденные до 01.01.2014 от аккредитации не имеют права на применение льготы.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что предписание об освобождении от НДС услуг по техническому осмотру транспортных средств, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств суд первой инстанции ошибочно трактовал, как достаточное основание для освобождения от налога только новых участников рынка - аккредитованных операторов технического осмотра и возложения обязанности уплатить налог организации, оказывающие услуги по техническому осмотру транспортных средств в соответствии с договорами с подразделениями МВД России.
Результат и цели процедуры технического осмотра транспортных средств являются едиными и для вновь аккредитованных операторов и для организаций, осуществляющих государственный технический осмотр до принятия Закона N 170-ФЗ.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2011 N 666-ПП "Об организации проведения технического осмотра транспортных средств в городе Москве для отдельной категории лиц и утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета города Москвы операторам технического осмотра в целях возмещения недополученных доходов в связи с проведением технического осмотра транспортных средств без взимания платы" предусмотрено предоставление субсидии.
В соответствии с Приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 01.11.2012 N 61-02-222/2 "О предоставлении субсидии операторам технического осмотра на возмещение недополученных доходов в связи с проведением технического осмотра транспортных средств без взимания платы во II квартале 2012 г." субсидии на возмещение недополученных доходов предоставлены следующим операторам технического осмотра: из 26 лиц - получателей субсидии в качестве операторов технического осмотра по состоянию на апрель 2013 года только 6 имеют аттестат аккредитации.
Факт признания территориальным органом Федерального Казначейства, находящимся в ведении Министерства финансов РФ, равноправного положения новых участников рынка - аккредитованных операторов технического осмотра и организаций, осуществляющих технический осмотр по договорам с подразделениями МВД России, свидетельствует о наличии у Федерального Казначейства и Министерства финансов РФ сформированной правоприменительной позиции об отнесении упомянутых лиц к операторам технического осмотра транспортных средств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что позиция проявленная Министерством финансов РФ при осуществлении бюджетных полномочий, не может противоречить позиции в отношении применения льготы по НДС.
Таким образом, как организации, осуществляющие государственный технический осмотр транспортных средств до принятия Закона N 170-ФЗ, так и новые участники рынка - вновь аккредитованные операторы наделены законодателем идентичными функциями, ответственностью и правами, не могут быть лишены и налоговых преимуществ.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение первой инстанции.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы Инспекции являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии Инспекции с оценкой обстоятельств, доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Переоценка установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и принятых им доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы Инспекции необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу N А65-4994/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт признания территориальным органом Федерального Казначейства, находящимся в ведении Министерства финансов РФ, равноправного положения новых участников рынка - аккредитованных операторов технического осмотра и организаций, осуществляющих технический осмотр по договорам с подразделениями МВД России, свидетельствует о наличии у Федерального Казначейства и Министерства финансов РФ сформированной правоприменительной позиции об отнесении упомянутых лиц к операторам технического осмотра транспортных средств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что позиция проявленная Министерством финансов РФ при осуществлении бюджетных полномочий, не может противоречить позиции в отношении применения льготы по НДС.
Таким образом, как организации, осуществляющие государственный технический осмотр транспортных средств до принятия Закона N 170-ФЗ, так и новые участники рынка - вновь аккредитованные операторы наделены законодателем идентичными функциями, ответственностью и правами, не могут быть лишены и налоговых преимуществ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2014 г. N Ф06-859/13 по делу N А65-4994/2013