г. Казань |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А55-18126/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.),
по делу N А55-18126/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "А.М.М.", г. Самара (ОГРН 1036300889316) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "А.М.М." (далее - заявитель, ООО фирма "А.М.М.", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - ответчик, Министерство строительства) о признании незаконным решения от 14.05.2012 N 3/3221 об отказе в продлении срока действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 N 2640 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования производственной базы обществу с ограниченной ответственностью фирме "А.М.М." и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2013 указанные судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 14.05.2012 N 3/3221в об отказе в продлении срока действия Постановления Главы города Самары N 2640 от 30.09.2005 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования производственной базы ООО "А.М.М." и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе городе Самара". Также суд обязал Министерство строительства Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "А.М.М.".
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство строительства Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что суды первой и апелляционной инстанций ошибочно пришли к выводу о незаконности решения министерства.
ООО "А.М.М." в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Самары от 30.09.2005 N 2640 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования производственной базы обществу с ограниченной ответственностью фирме "А.М.М" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары" был утверждён акт о выборе земельного участка для строительства производственной базы и проект границ земельного участка, расположенного по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары.
Согласно п. 3 названного постановления ООО фирме "А.М.М." предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок площадью 4 769,60 кв. м, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары, для строительства, Обществу разрешено проектирование производственной базы на земельном участке площадью 4 769,60 кв. м.
В соответствии с п. 7.4 указанного постановления директору ООО фирмы "А.М.М." было рекомендовано заключить с Комитетом по управлению имуществом города Самары договор аренды земельного участка после предоставления кадастровой карты (плана) земельного участка.
Пунктом 8 постановления предусмотрено, что срок действия настоящего постановления - три года.
В силу п. 2 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены с 01.07.2006 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В соответствии с пунктами 3.18 - 3.19 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, при наличии у заинтересованного лица документов, свидетельствующих о том, что процедуры предоставления земельного участка начаты, но не завершены в срок до 01.07.2006, данное лицо в зависимости от конкретной стадии предоставления земельного участка обращается в Министерство с заявлением, соответственно, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка либо о заключении договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Министерство строительства в соответствии с действующим законодательством и настоящим Регламентом обеспечивает дальнейшее осуществление процедур по предоставлению таких земельных участков. При этом Министерство строительства вправе запрашивать у заинтересованного лица, а также у органов и организаций в рамках их компетенции документы и информацию, необходимые для принятия соответствующих решений.
На основании заявления общества от 08.02.2008 указанный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 28.03.2008 с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0736003:677. При этом статус земельного участка согласно положениям Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" являлся "временным".
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 05.06.2008 N 211-П Департаменту градостроительной деятельности было предписано заключить договор аренды земельного участка с ООО фирма "А.М.М." без права выкупа в собственность, площадью 4 769, 6 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0736003:677, для строительства производственной базы на срок действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 N 2640.
Учитывая отсутствие подписанного договора, общество обратилось в Министерство строительства с заявлением о заключении договора аренды, в ответ на которое ответчик указал на невозможность заключения договора аренды земельного участка, так как срок действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 N 2640 истек.
25.04.2012 ООО фирма "А.М.М." обратилось в Министерство строительства с заявлением о продлении срока действия указанного постановления главы города от 30.09.2005 N 2640.
В ответ на указанное обращение Министерство строительства решением от 14.05.2012 N 3/3221 отказало заявителю в продлении срока действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 N 2640, так как п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает действие предварительного согласования в течение 3 лет.
Считая решение Министерства строительства от 14.05.2012 N 3/3221 незаконным и нарушающим его права и обязанности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что положения ст. 31 ЗК РФ не содержат императивного запрета на продление срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в период действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 N 2640 заявителем предпринимались меры по выполнению требований статей 30, 31 ЗК РФ, однако при этом правоотношения по предоставлению спорного участка в аренду заявителю оформлены до конца не были по независящим от общества причинам, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции.
Однако при этом судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно п. 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.02.2008 ООО "А.М.М.", т.е. до истечения установленного постановлением N 2640 срока, обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. На основании данного заявления Министерством строительства был издан приказ от 05.06.2008 N 211-П. о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Таким образом, реализация постановления от 30.09.2005 N 2640 в течение трехлетнего срока была завершена.
Между тем с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (вторично) общество обратилось 15.03.2012, т.е. по истечению более чем трех лет с момента истечения срока действия постановления от 30.09.2005. При этом доказательств своевременного обращения с заявлением о продлении срока действия постановления материалы дела не содержат.
Отсутствуют в материалах дела и доказательства того, что постановка испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет 06.12.2012 повторно находится в причинно-следственной связи с действиями соответствующих государственных органов. Как установлено судами, сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:07360003:677 были аннулированы органом кадастрового учета в соответствии с п.4 ст.24 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ по истечению двух лет с момента постановки на кадастровый учет в виду не осуществления государственной регистрации права.
Несмотря на указания суда кассационной инстанции в постановлении от 10.04.2013, в нарушение требований статьи 289 АПК РФ, судами обстоятельства затягивания сроков обществом не устанавливались, какие-либо документы, свидетельствующие о том, что общество в период с 2008 года по день обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду в 2012 году предпринимало какие-либо меры для заключения договора аренды либо для продления срока действия постановления и со стороны ответчика чинились препятствия в этом, в материалах дела отсутствуют. Из материалов дела также не усматривается, что общество не могло использовать меры правового реагирования в отношении бездействия государственных и муниципальных органов (если оно имело место).
Следовательно, вывод судом о том, что истечение срока действия решения о предварительном согласования места размещении земельного участка и необходимость его продления вызвана причинами, не зависящими от общества, противоречит материалам дела.
Кроме того, общество, обращаясь 24.04.2012 с заявлением о продлении действия постановления от 30.09.2005, в качестве причины продления указывает на возведение на спорном земельном участке производственной базы, на данное обстоятельство ссылаются и суды при принятии решения.
Однако постановление от 30.09.2005 не предусматривает возможность строительства каких-либо объектов до приобретения прав на земельный участок, права на испрашиваемый земельный участок обществом не оформлены, разрешение на строительство производственной базы заявителем не получалось.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2012 N 604/12, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2013 N А72-7451/2012, указанное обстоятельства является препятствием для принятия министерством решения о предоставлении такого земельного участка (уже занятого объектами недвижимого имущества) в аренду для целей строительства.
Поэтому в силу статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, ст.198 АПК РФ у арбитражного суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления ООО "А.М.М.".
Несоответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), неправильное применение норм материального права (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу N А55-18126/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью фирма "А.М.М." отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
В.А.Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствуют в материалах дела и доказательства того, что постановка испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет 06.12.2012 повторно находится в причинно-следственной связи с действиями соответствующих государственных органов. Как установлено судами, сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:07360003:677 были аннулированы органом кадастрового учета в соответствии с п.4 ст.24 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ по истечению двух лет с момента постановки на кадастровый учет в виду не осуществления государственной регистрации права.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2012 N 604/12, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2013 N А72-7451/2012, указанное обстоятельства является препятствием для принятия министерством решения о предоставлении такого земельного участка (уже занятого объектами недвижимого имущества) в аренду для целей строительства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2014 г. N Ф06-1242/13 по делу N А55-18126/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1242/13
22.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16720/13
01.08.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18126/12
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1791/13
10.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14146/12
11.09.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18126/12