г. Самара |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А55-18126/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Рящин А.В., доверенность от 27.04.2012 г.,
от ответчика - Милованова Н.А., доверенность от 27.08.2012 г. N 3-49/133,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 декабря 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года по делу N А55-18126/2012 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "А.М.М." (ОГРН 1036300889316), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "А.М.М." (далее - заявитель, ООО фирма "А.М.М.", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - ответчик, Министерство строительства) о признании незаконным решения от 14.05.2012 г. N 3/3221 об отказе в продлении срока действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 г. N 2640 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования производственной базы обществу с ограниченной ответственностью фирме "А.М.М." и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары".
Решением суда первой инстанции от 11 сентября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Министерство предприняло все необходимые действия по оформлению соответствующих документов: издало приказ о предоставлении земельного участка в аренду ООО фирма "А.М.М." и подготовило проект договора аренды, в то время как заявитель не подписал данный договор аренды в течение срока действия постановления от 30.09.2005 г. N 2640, тем самым исключив для себя возможность оформить свои права на земельный участок в предусмотренном действующем законодательстве порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО фирма "А.М.М.", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением главы города Самары от 30.09.2005 г. N 2640 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования производственной базы обществу с ограниченной ответственностью фирме "А.М.М" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары" был утверждён акт о выборе земельного участка для строительства производственной базы и проект границ земельного участка, расположенного по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары (л.д. 14-15).
Согласно п. 3 названного постановления ООО фирме "А.М.М." предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок площадью 4769,60 кв.м., относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: Корсунский переулок в Промышленном районе города Самары, для строительства, Обществу разрешено проектирование производственной базы на земельном участке площадью 4769,60 кв.м.
В соответствии с п. 7.4. указанного постановления директору ООО фирмы "А.М.М." было рекомендовано заключить с Комитетом по управлению имуществом города Самары договор аренды земельного участка после предоставления кадастровой карты (плана) земельного участка.
В силу п. 2 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены с 01.07.2006 г. на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В соответствии с пунктами 3.18-3.19 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, при наличии у заинтересованного лица документов, свидетельствующих о том, что процедуры предоставления земельного участка начаты, но не завершены в срок до 01.07.2006 г., данное лицо в зависимости от конкретной стадии предоставления земельного участка обращается в Министерство с заявлением, соответственно, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка либо о заключении договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Министерство в соответствии с действующим законодательством и настоящим Регламентом обеспечивает дальнейшее осуществление процедур по предоставлению таких земельных участков. При этом Министерство вправе запрашивать у заинтересованного лица, а также у органов и организаций в рамках их компетенции документы и информацию, необходимые для принятия соответствующих решений.
Из информации, представленной органами Росреестра по Самарской области, следует, что указанный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 28.03.2008 г. с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0736003:677. При этом статус земельного участка согласно положениям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" являлся "временным".
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 05.06.2008 г. N 211-П Департаменту градостроительной деятельности было предписано заключить договор аренды земельного участка с ООО фирма "А.М.М." без права выкупа в собственность, площадью 4769,6 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0736003:677, для строительства производственной базы на срок действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 г. N 2640 (л.д. 16-17).
Учитывая отсутствие подписанного договора, Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора аренды, в ответ на которое ответчик указал на невозможность заключения договора аренды земельного участка, так как срок действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 г. N 2640 истек (л.д. 12-13).
25.04.2012 г. ООО фирма "А.М.М." обратилось в Министерство строительства с заявлением о продлении срока действия указанного постановления главы города от 30.09.2005 г. N 2640.
В ответ на указанное обращение Министерство отказало заявителю в продлении срока действия постановления главы города Самары от 30.09.2005 г. N 2640, так как п. 8 ст. 31 ЗК РФ предусматривает действие предварительного согласования в течение 3 лет (л.д. 10-11).
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно п. 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, исходя из доводов Министерства, по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель лишается права требовать предоставления права на земельный участок.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в пределах срока предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренного постановлением главы города Самары от 30.09.2005 г. N 2640, выполнены действия по формированию земельного участка и осуществлению его кадастрового учета: спорный участок был поставлен на кадастровый учет 28.03.2008 г. на основании заявления от 08.02.2008 г. Более того, на основании заявления ООО фирма "А.М.М." Министерством строительства был издан приказ N 211-П, однако до настоящего времени договор аренды с заявителем по независящим от Общества причинам заключен не был.
Доводы Министерства о законности принятого решения со ссылкой на то, что действующее законодательство не предусматривает возможность продления срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения статьи 31 ЗК РФ не содержат императивного запрета на продление срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Совокупностью доказательств подтверждается, что в период действия постановления главы города от 30.09.2005 г. N 2640 заявителем предпринимались меры по выполнению требований статей 30, 31 ЗК РФ.
Несмотря на данные действия, правоотношения по предоставлению спорного участка в аренду заявителю оформлены до конца не были по независящим от Общества причинам.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что срок, установленный п. 8 ст. 31 ЗК РФ, не является пресекательным, поскольку закон не содержит оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты (плана) земельного участка.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает последствий истечения срока, установленного п. 8 ст. 31 ЗК РФ.
Кроме довода об отсутствии в земельном законодательстве нормы, предусматривающей возможность продления названного срока, Министерством строительства, в нарушение положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не приведено в обоснование отказа продлить этот срок каких-либо доводов о наличии препятствий для завершения Обществом процедуры предоставления участка на законных основаниях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом первой инстанции также установлено и материалами дела подтверждается, что сведения об испрашиваемом заявителем и сформированном 28.03.2008 г. земельном участке с кадастровым номером 63:01: 0736003:677 в силу положений п. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", имея статус временных сведений кадастрового учета, аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем заявителем в материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка с иным кадастровым номером, но образованным в соответствии и на основании постановления главы города Самары от 30.09.2005 г. N 2640 (то есть фактически повторно поставленный на государственный кадастровый учет, но с другим кадастровым номером - 63:01:0736003:841). Дата постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка - 06.02.2012 г.
Идентичность аннулированного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0736003:677 и повторно поставленного 06.02.2012 г. с кадастровым номером 63:01:0736003:841 подтверждена письмом Управления Росреестра по Самарской области от 28.08.2012 г. N 11-12203-1, а также техническим заключением ООО ГП "Гео-Стандарт", не оспаривается Министерством строительства.
В настоящее время актуальным является земельный участок с кадастровым номером 63:01:0736003: 841.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования ООО фирма "А.М.М.".
Доводы, приведенные Министерством строительства в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года по делу N А55-18126/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18126/2012
Истец: ООО фирма "А.М.М."
Ответчик: Министерство строительства Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1242/13
22.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16720/13
01.08.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18126/12
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1791/13
10.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14146/12
11.09.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18126/12