г. Казань |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А57-13776/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2013 (судья Пермякова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-13776/2013
по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН 1026403676507), г. Саратов, заинтересованные лица: администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026400961542, ИНН 6401001764), Саратовская область, Александрово-Гайский р-н, с. Александров Гай, Касимов Дмитрий Сергеевич, Касимова Евгения Владимировна, Касимова Анна Дмитриевна, Касимова Арина Дмитриевна, Саратовская область, с. Александров Гай, третье лицо: Министерство финансов Саратовской области (ИНН 6450030341, ОГРН 1036405003227), г. Саратов, о признании незаконным и подлежащим отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Минсельхоз Саратовской области) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 27.09.2010 уполномоченного органа по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района (далее - административный орган) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей по программе "Социальное развитие села до 2012 года" семью Касимова Дмитрия Сергеевича: Касимов Дмитрий Сергеевич - 27.12.1977г.р., заявитель; Касимова Евгения Владимировна - 25.02.1984г.р., жена; Касимова Анна Дмитриевна - 01.05.2003г.р., дочь; Касимова Арина Дмитриевна - 27.04.2010г.р., дочь.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области (далее - администрация), Касимов Дмитрий Сергеевич, Касимова Евгения Владимировна, Касимова Анна Дмитриевна, Касимова Арина Дмитриевна, в качестве третьего лица: министерство финансов Саратовской области (далее - Минфин Саратовской области).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013, производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минсельхоз Саратовской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 (в редакции, действовавшей до 17.05.2011) утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года".
Согласно этой программе в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, предусмотрено формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования, создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Средства федерального бюджета в целях реализации этой программы выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Расходы на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Законом Саратовской области от 29.12.2006 N 152-ЗСО "Об областных целевых программах".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 83 утверждено Типовое положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), согласно пунктам 3, 4 которого право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам один раз.
Указанное право предоставляется в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов РФ; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Уполномоченным органом по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района принято решение от 27.09.2010 о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей по программе "Социальное развитие села до 2012 года" семьи Касимова Дмитрия Сергеевича: Касимов Дмитрий Сергеевич - 27.12.1977г.р., заявитель; Касимова Евгения Владимировна - 25.02.1984г.р., жена; Касимова Анна Дмитриевна - 01.05.2003г.р., дочь; Касимова Арина Дмитриевна - 27.04.2010г.р., дочь.
На основании указанного решения Минсельхоз Саратовской области, из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации семье Касимовых выделил субсидию в размере 1 197 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 513 000 рублей и 684 000 рублей за счет средств субъекта Российской Федерации.
На основании приказа Минсельхоза Саратовской области от 04.04.2013 N 60 начальником отдела финансового контроля управления бюджетного учета, контроля и отчетности министерства финансов области Чернышовой С.В. проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности администрации Александрово-Гайского муниципального района в части правомерности предоставления и эффективности использования социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами в Александрово-Гайском муниципальном районе, в ходе исполнения федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
Проверкой установлено, что в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация при отсутствии достаточной информации об изменении жилищных условий заявителя за последние 5 лет необоснованно признала нуждающимся в улучшении жилищных условий Касимова Д.С. и включила в список Программы.
Копия акта проверки для рассмотрения и принятия мер направлена министру сельского хозяйства Саратовской области Бабошкину И.А.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, прекращая производство по делу, указали, что арбитражному суду неподведомственны споры связанные с нарушением норм жилищного законодательства при оказании социальной поддержки гражданам.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу статьи 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ приведены в статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлены факты неправомерного принятия граждан к учету в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Акт проверки не содержит выводов о нецелевом использовании субсидий из областного бюджета, направленных с нарушением требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на предоставление социальных выплат.
Также письмо Министерства финансов Саратовской области от 15.05.2013 N 07-04 17/1169 в адрес Министра сельского хозяйства Саратовской области И.А. Бабошкина носит процедурный характер, не является в рамках статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации окончательным, принятым по результатам проверки Представлением, содержащим информацию о неправомерном использовании средств бюджета, возлагающим обязанность по принятию мер к взысканию неправомерно израсходованных бюджетных средств, рассмотрению вопроса об ответственности должностных за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и представлению в установленный срок информации о выявленных нарушениях и принятых мерах.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Системное толкование статьи 29 АПК РФ в совокупности со статьями 1, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что бюджетные отношения в сфере экономической деятельности, позволяют отнести рассмотрение спора, вытекающего из бюджетных правоотношении к компетенции арбитражного суда.
В рассматриваемом случае, из представленных в материалы дела документов, послуживших основанием к обращению в арбитражный суд, усматривается оспаривание ненормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого в области жилищных правоотношений с участием граждан.
Следовательно, спор в настоящем деле возник не из бюджетных правоотношений, не является экономическим спором и в силу части 1 статьи 27 АПК РФ не подведомствен арбитражному суду.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая, что рассматриваемый спор неподведомствен арбитражному суду, производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А57-13776/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акт проверки не содержит выводов о нецелевом использовании субсидий из областного бюджета, направленных с нарушением требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на предоставление социальных выплат.
Также письмо Министерства финансов Саратовской области от 15.05.2013 N 07-04 17/1169 в адрес Министра сельского хозяйства Саратовской области И.А. Бабошкина носит процедурный характер, не является в рамках статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации окончательным, принятым по результатам проверки Представлением, содержащим информацию о неправомерном использовании средств бюджета, возлагающим обязанность по принятию мер к взысканию неправомерно израсходованных бюджетных средств, рассмотрению вопроса об ответственности должностных за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и представлению в установленный срок информации о выявленных нарушениях и принятых мерах.
...
Системное толкование статьи 29 АПК РФ в совокупности со статьями 1, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что бюджетные отношения в сфере экономической деятельности, позволяют отнести рассмотрение спора, вытекающего из бюджетных правоотношении к компетенции арбитражного суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 2014 г. N Ф06-2050/13 по делу N А57-13776/2013