г. Казань |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А65-27206/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.Г.,
судей Минеевой А.А., Моисеева В.А.,
при участии:
представителя Федеральной налоговой службы - Литвиненко А.Н., доверенность от 29.04.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 (судья Минапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Радушева О.Н., Серова Е.А.)
по делу N А65-27206/2011
по жалобе Федеральной налоговой службы на действия (бездействие) конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Коммерсант-Курьер" Харланова Алексея Леонтьевича в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Коммерсант-Курьер", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2012 общество с ограниченной ответственностью "Коммерсант-Курьер" (далее - ООО "Коммерсант-Курьер", должник), признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Харланов А.Л.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего должника Харланова А.Л.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 в удовлетворении жалобы Федеральной налоговой службы отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 оставлено без изменений.
ФНС России обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой на определение суда первой инстанции от 27.08.2013 и постановление апелляционного суда от 28.10.2013, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, признать обжалуемые действия конкурсного управляющего незаконными и обязать конкурсного управляющего представить уполномоченному органу оригиналы документов, подтверждающих расходы на уведомление кредиторов о предъявленном уполномоченным органом требовании.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав представителя уполномоченного органа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Обращаясь с жалобой на действия конкурсного управляющего должником уполномоченный орган указал на то, что одновременно с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника, в адрес конкурсного управляющего были направлены запросы о предоставлении счета на оплату возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа. В ответ на указанные запросы от конкурсного управляющего поступили два счета на сумму 4 589 руб. 50 коп. и 5 194 руб. 36 коп. По указанным в них реквизитам ФНС России возместило расходы конкурсному управляющему 27.02.2013 в сумме 4 589 руб. 50 коп. и 24.04.2013 на сумму 5 194 руб. 36 коп. Федеральная налоговая служба просила конкурсного управляющего направить оригиналы документов, подтверждающих фактическое осуществление расходов на уведомление кредиторов о предъявленном уполномоченным органом требовании о включении в реестр с указанием размера расходов, их целевого назначения и даты их осуществления (квитанции об оплате почтовых расходов, реестров почтовых отправлений), в течение десяти дней после осуществления арбитражным управляющим соответствующих расходов.
Поскольку запрашиваемые документы конкурсным управляющим должником не были представлены, уполномоченный орган обратился с соответствующим требованием о признании действий (бездействия) незаконными в арбитражный суд.
По мнению уполномоченного органа, конкурсным управляющим в нарушение пункта 3 Порядка возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 402 (далее - Порядок возмещения арбитражному управляющему расходов),оригиналы документов, подтверждающих фактическое осуществление арбитражным управляющим расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа с указанием размера расходов, их целевого назначения и даты их осуществления (квитанции об оплате почтовых расходов, реестров почтовых отправлений), от конкурсного управляющего не представлены и имеются основания для признания обжалуемых действий незаконными.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 4 Порядока возмещения арбитражному управляющему расходов, Федеральная налоговая служба направила в адрес конкурсного управляющего запросы о предоставлении счета на оплату возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа.
Конкурсным управляющим имуществом должника Харлановым А.Л. на запросы ФНС России были выставлены счета от 12.02.2013 N 17 и от 08.04.2013 N 23 на оплату расходов на уведомление кредиторов, которые впоследствии были оплачены ФНС России.
Доводы уполномоченного органа о несоответствии действий конкурсного управляющего пункту 3 Порядка возмещения арбитражному управляющему расходов отклонены судом первой инстанции, признаны необоснованными в связи со следующим.
Суд пришел к выводу, что такие сведения (документы, подтверждающие фактическое осуществление арбитражным управляющим расходов на уведомление кредиторов с указанием сведений, указанных в данном пункте) арбитражный управляющий для целей последующего возмещения понесенных фактических расходов за счет уполномоченного органа должен был представить в том случае, если он уведомил кредиторов о поступившем требовании уполномоченного органа о включении в реестр за счет собственных средств либо средств должника.
При рассмотрении настоящего спора суд установил отсутствие у конкурсного управляющего такой обязанности, поскольку уведомление кредиторов о поступившем требовании состоялось за счет денежных средств, предоставленных уполномоченным органом, на основании выставленного конкурсным управляющим счета.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал обоснованными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, имеющимся в нем доказательствам, спор разрешен без нарушения либо неправильного применения норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) арбитражным судом рассматриваются жалобы кредиторов на действия арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.
Основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом:
- факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей);
- факта несоответствия этих действий требованиям разумности и добросовестности.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить внешнему управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований.
В силу пункта 2.1. статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий в течение пяти дней с даты получения требований кредитора и возмещения расходов на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований обязан уведомить кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, о получении требований кредитора и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
В соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве кредитор, предъявивший свои требования, в том числе и уполномоченный орган, обязан возместить конкурсному управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований.
В пункте 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснено, что арбитражный управляющий обязан сообщать по требованию лиц, желающих заявить свои требования, примерную сумму расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований и реквизиты банковского счета арбитражного управляющего, необходимые для оплаты этих расходов.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок действий уполномоченного органа для санкционирования оплаты денежных обязательств установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета". В соответствии с пунктами 2 и 7 указанного порядка для получения денежных средств налоговым органом должен быть представлен соответствующий документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2010 N 402 утвержден порядок и условия возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику.
Согласно пункту 2 указанного Порядок возмещения арбитражному управляющему расходов одновременно с направлением арбитражному управляющему соответствующих требований уполномоченный орган направляет ему запрос о предоставлении счета на оплату возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику (далее счет). В соответствии с пунктом 3 Приказа счет должен быть представлен в течение трех дней с даты получения запроса.
Пункт 3 Порядка возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику, утвержденного названным Приказом, возлагает на арбитражного управляющего обязанность представить уполномоченному органу счет на оплату возмещения расходов на уведомление кредиторов, содержащий обязательные сведения, указанные в пункте 2 Порядка.
Поскольку судом установлено, что конкурсным управляющим должника счет на оплату возмещения расходов на уведомление кредиторов представлен уполномоченному органу, денежные средства в соответствии с указанным счетом предоставлены уполномоченным органом, уведомление кредиторов о поступившем требовании ФНС России состоялось за счет средств предоставленных уполномоченным органом оснований для удовлетворения жалобы ФНС России на действия конкурсного управляющего должником отсутствуют.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили при рассмотрении спора нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А65-27206/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Г. Иванова |
Судьи |
А.А. Минеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок действий уполномоченного органа для санкционирования оплаты денежных обязательств установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета". В соответствии с пунктами 2 и 7 указанного порядка для получения денежных средств налоговым органом должен быть представлен соответствующий документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 2014 г. N Ф06-1135/13 по делу N А65-27206/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3914/13
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1135/13
15.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21136/13
15.11.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18033/13
28.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17541/13
24.10.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27206/11
01.02.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1345/13
22.01.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27206/11
23.11.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27206/11
17.10.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27206/11
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27206/11