г. Казань |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А55-13679/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Нафиковой Р.А., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Рыжкова А.Н. (доверенность от 06.08.2013 N 5),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения г. о. Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2013 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-13679/2013
по исковому заявлению государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения г. о. Самара" к индивидуальному предпринимателю Рябченко Сергею Николаевичу о взыскании 1 352 400 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" (далее - ГКУ "Центр занятости населения г.о. Самара", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Рябченко Сергею Николаевичу (далее - ИП Рябченко С.Н., ответчик) о взыскании 1 352 400 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013, в удовлетворении иска отказано. С истца в пользу ответчика взыскана стоимость расходов на оплату услуг представителя в размере 34 500 руб.
Обжалуя состоявшиеся по делу судебные акты в кассационном порядке, истец просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Кассационная жалоба мотивирована несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.11.2011 года Рябченко С.Н. зарегистрирован инспекцией ФНС по Кировскому району г. Самары в качестве индивидуального предпринимателя.
ГКУ "Центр занятости населения г.о. Самара" и Рябченко С.Н., в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 58 "Об утверждении порядков предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" заключили договор N 12-14- 4/07 от 14.12.2011 о предоставлении социальной выплаты на стимулирование создания индивидуальными предпринимателями из числа бывших безработных граждан, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, по условиям которого центр предоставляет из областного бюджета предпринимателю социальную выплату на каждое дополнительно созданное рабочее место в части приобретения основных средств и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом.
В соответствии с пунктами 2.2.1 и 3.1 в редакции дополнительного соглашения N 1 к вышеуказанному договору, истец предоставляет предпринимателю социальную выплату в размере 1 352 400 руб. на создание 23-х дополнительных рабочих мест.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан о предоставлении социальной выплаты (далее - Порядок) индивидуальный предприниматель должен ежеквартально в течение 12 месяцев со дня перечисления социальной выплаты и за 10 дней до истечения срока действия договора предоставлять в Центр копию штатного расписания и индивидуальные сведения на сотрудников, представляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с отметкой о получении данных сведений.
Полагая, что ответчиком не представлены документы, подтверждающие целевое использование социальной выплаты и социальная выплата в размере 1 352 400 руб. в бюджет не возвращена, истец обратился с суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В развитие указанного закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", утверждены Правила предоставления таких субсидий из федерального бюджета.
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, в том числе по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Региональной программой по данному вопросу в соответствии со статьей 13 Закона Самарской области от 27.11.2008 N 131 -ГД "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" является Постановление Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 58 "Об утверждении порядков предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан ", которым был утвержден Порядок предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат в целях стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Условием предоставления социальной выплаты в 2011 году являлось обеспечение гражданином, открывшим собственное дело в 2011 году, трудоустройство безработных граждан.
Согласно пункту 15 Порядка в случае нарушения условий, предусмотренных пунктом 12 Порядка, получатель обязан в течение 14 рабочих дней со дня получения письменного требования центра занятости либо устранить обстоятельства, являющиеся основанием для возврата социальной выплаты, либо возвратить предоставленную социальную выплату в областной бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.08.2010 N 23-3/10/2-7153 разъяснено, что средства субсидии из федерального бюджета, предоставленные безработным гражданам на открытие собственного дела в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", имеют целевое назначение и должны быть направлены на организацию и ведение предпринимательской деятельности, порядок и условия предоставления указанных средств определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, также отмечено, что решение о направлениях расходования указанных средств на осуществление предпринимательской деятельности (на аренду помещений, приобретение основных средств) безработные граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, принимают самостоятельно. При этом расходование средств на цели, не связанные с организацией предпринимательской деятельности, недопустимо.
Таким образом, целевыми считаются расходы на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с направлениями, предусмотренными в одобренном бизнес-плане.
В рамках договора о предоставлении социальной выплаты от 14.12.2011 N 12-14-4/07, с учетом дополнительного соглашения N 1, в целях подтверждения использования социальной выплаты в соответствии с бизнес-планом ответчик обязан предоставить соответствующие документы, указанные в пункте 2.2.5 договора.
Судебными инстанциями установлено, что в подтверждение целевого использования полученных денежных средств, ИП Рябченко С.Н. в трехмесячный срок представлены все учетные документы, подтверждающие произведенные им расходы, предусмотренные бизнес-планом.
Поскольку истцом не доказано, что полученная предпринимателем социальная выплата была использована на иные цели, не предусмотренные бизнес-планом, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что ИП Рябченко С.Н. не предоставил истцу индивидуальные сведения на сотрудников, предоставляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации, за 4 квартал 2011 года и 1 квартал 2012 года, не опровергают выводов судебных инстанций о целевом использовании денежных средств.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе касающиеся взыскания с истца в пользу ответчика расходов на оплату услуг представителя, явились предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.03.2012 N 16067/11, освобождение проигравшей стороны от необходимости доказывания своей позиции по вопросу о судебных расходах и представлению доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, недопустимо, поскольку нарушает принцип состязательности сторон, закрепленный в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и может повлечь произвольное уменьшение судом размера заявленных к взысканию сумм расходов.
Доказательств чрезмерности взыскиваемых судебных расходов истцом представлено не было.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу N А55-13679/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.08.2010 N 23-3/10/2-7153 разъяснено, что средства субсидии из федерального бюджета, предоставленные безработным гражданам на открытие собственного дела в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", имеют целевое назначение и должны быть направлены на организацию и ведение предпринимательской деятельности, порядок и условия предоставления указанных средств определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, также отмечено, что решение о направлениях расходования указанных средств на осуществление предпринимательской деятельности (на аренду помещений, приобретение основных средств) безработные граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, принимают самостоятельно. При этом расходование средств на цели, не связанные с организацией предпринимательской деятельности, недопустимо."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2014 г. N Ф06-1890/13 по делу N А55-13679/2013