г. Казань |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А65-27753/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителя:
заявителя - Иксанова Р.М. (доверенность от 12.07.2013 N 01-05/403),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-27753/2012
по заявлению государственного учреждения - Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, г. Казань, о признании недействительными решений государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, от 07.08.2012 N 137 и N 137 н/с,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Фонд социального страхования) от 07.08.2012 N 137 и N 137 н/с.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2013 отменено, принято новое решение, которым заявление Учреждения удовлетворено. Признаны недействительными: решение Фонда социального страхования от 07.08.2012 N 137 в части доначисления страховых взносов в размере 151 117 рублей 70 копеек, пеней в размере 4387 рублей 46 копеек, штрафа в размере 30 223 рублей 54 копеек; а также решение от 07.08.2012 N 137 н/с в части доначисления страховых взносов в размере 15 738 рублей 58 копеек, пеней в размере 553 рублей 52 копеек, штрафа в размере 3147 рублей 71 копейки.
Фонд социального страхования, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, филиалом N 1 Фонда социального страхования была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой были составлены акты от 05.07.2012 N 63 и N 63 н/с.
На основании акта проверки N 63 решением филиала N 1 Фонда социального страхования от 07.08.2012 N 137 о привлечении Учреждения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) в виде штрафа в размере 32 168 рублей 32 копеек, предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 160 841 рублей 60 копеек и пени в размере 4674 рублей 10 копеек.
Одновременно на основании акта проверки N 63н/с было принято решение N 137 н/с о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании) в виде штрафа в сумме 3279 рублей 64 копеек, а также о взыскании пеней в сумме 575 рублей 85 копеек.
Из оспариваемых решений следует, что по результатам выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Учреждением не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сумме 11 915 рублей 36 копеек.
В связи с несвоевременным перечислением страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010-2011 годы заявителю по результатам выездной проверки были начислены пени в размере 4674 рублей 10 копеек.
Кроме того, не обложена страховыми взносами премия к празднику и юбилеям сотрудников на общую сумму 329 820 рублей 50 копеек, а также аренда жилого помещения для проживания сотрудников на сумму 5 210 955 рублей.
Учитывая, что арендная плата жилого помещения не является выплатой компенсационного характера, сумма арендной платы подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, а также пунктом 2 статьи 20.1 Закона об обязательном социальном страховании в установленном порядке.
Занижение базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010-2011 годах составило 5 546 406 рублей 87 копеек, в связи с чем, сумма неуплаченных страховых взносов составила 160 841 рублей 60 копеек.
Всего по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 160 841 рублей 60 копеек, образовавшаяся за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов - 160 841 рублей 60 копеек.
В решении N 137 н/с также отражено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Закона об обязательном социальном страховании объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношении.
Таким образом, сумма 2 658 332 рублей 62 копейки, выплаченная работникам, должна быть включена в базу для зачисления страховых взносов на травматизм в полном объеме без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов согласно пункту 1 статьи 7 Закона о страховых взносах.
Соответственно, занижение базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составило 8 199 108 рублей 12 копеек, образовавшиеся за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. В соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 Закона об обязательном социальном страховании за несвоевременное перечисление страховых взносов Учреждению были начислены пени в размере 576 рублей 72 копеек. Недоимка по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшаяся за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, составила 16 398 рублей 22 копейки.
Учреждение, не согласившись с данными решениями Фонда социального страхования, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с указанным заявлением, из содержания которого следует, что указанные решения Фонда социального страхования заявитель фактически оспаривает только в части привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов с сумм арендной платы за предоставленные привлеченным работникам театра жилые помещения (т. 1 л.д. 4).
Другие нарушения законодательства о страховых взносах на социальное страхование, выявленные Фондом социального страхования в ходе проверки и отраженные в указанных решениях, Учреждение не оспаривает.
Отказывая в удовлетворении заявления Учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что оплата арендных платежей за арендованные квартиры не носит характер компенсационных выплат при переезде работника на работу в другую местность.
Так, при переезде работника в другую местность должно быть соответствующее соглашение. Однако такого соглашения не имеется. Компенсация при переезде в другую местность состоит из выплат, предусматривающих стоимость проезда работника и членов его семьи, провоз багажа, а также обустройство по новому месту жительства, т.е. компенсация не носит систематических выплат в течение неопределенного периода времени.
Более того, действующее законодательство не предусматривает компенсации арендных платежей и оплаты коммунальных услуг при переезде работника на работу в другую местность на период действия трудового договора, в том числе и для творческих работников.
Оплата арендованного жилья принятым на постоянную работу высококвалифицированным работникам, также не относится к компенсации, связанной с разъездным характером работы. Компенсации такого рода предусмотрены при выезде работника на гастроли, т.е. на период временного отсутствия в месте постоянной работы и жительства. Однако в данном случае производится оплата арендных платежей за съемные квартиры именно по месту постоянной работы.
В данном случае оплата арендных платежей и коммунальных услуг за работников театра является доходом работника, полученным в связи с трудовыми отношениями с заявителем. Выплаты такого рода должны быть включены в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования.
Данные выводы суда первой инстанции правомерно не приняты судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из представленных Фондом социального страхования расчетов сумм доначисленных страховых взносов, пеней и штрафов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует, что применительно к оплате аренды жилья суммы доначисленных страховых взносов, пеней и штрафов по решению от 07.08.2012 N 137 составляют 151 117 рублей 70 копеек, 4387 рублей 46 копеек, 30 223 рубля 54 копейки, а по решению N 137 н/с - 15 738 рублей 58 копеек, 553 рубля 52 копейки, 3147 рублей 71копейку соответственно (т. 6 л.д. 70-72).
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель оспаривает только одно нарушение и просит признать недействительными указанные решения Фонда социального страхования от 07.08.2012 N 137 и N 137 н/с в части привлечения к ответственности за необложение страховыми взносами сумм арендной платы за жилые помещения, предоставленные приглашенным работникам театра, соответственно в размере 5 210 955 рублей и 7 869 287 рублей 62 копеек, а именно: в части доначисления страховых взносов в размере 151 117 рублей 70 копеек, пеней в размере 4387 рублей 46 копеек, штрафа в размере 30 223 рублей 54 копеек по решению N 137 и в части доначисления страховых взносов в размере 15 738 рублей 58 копеек, пеней в размере 553 рублей 52 копеек, штрафа в размере 3147 рублей 71 копейки по решению N 137 н/с.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона о страховых взносах определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе: все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
В соответствии со статьей 20.1 Закона об обязательном социальном страховании объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
При этом согласно пункту 4. статьи 22 Закона об обязательном социальном страховании суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
Из материалов дела и содержания оспариваемых заявителем решений Фонда социального страхования следует, что Учреждением в соответствии с приказом по театру от 25.11.2009 N 228-Д и в соответствии с пунктом 1.5.2. коллективного договора Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля на 2009-2012 годы от 29.03.2009 был заключен ряд договоров аренды жилых помещений для проживания в них приглашенных из других местностей высококвалифицированных актеров с оплатой аренды за счет Учреждения в период действия трудовых отношений между работником и Учреждением.
В последующем данные выплаты в течение 2010-2011 годов включались Учреждением в доходы этих работников, с которых исчислялся и уплачивался налог на доходы физических лиц.
С учетом положений статей 164, 165, 169 Трудового кодекса Российской Федерации суд 1 инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты не носят компенсационного характера, а являются доходами работников, полученными в связи с трудовыми отношениями с театром. Поэтому данные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования.
По смыслу и содержанию части 1 статьи 7 Закона о страховых взносах и статей 20.1, 22 Закона об обязательном социальном страховании к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия между работодателем и его работниками трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Обеспечение бытовых условий работникам, в частности, предоставление жилья, предусмотрено пунктом 1.5.2 указанного коллективного договора Учреждения от 29.03.2009, действовавшего в спорный период (т. 3 л.д. 29-48).
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Так, из материалов дела не усматривается, что размер выплат по арендной плате и коммунальным платежам, начисляемых работникам Учреждения, имел зависимость от исполнения работником трудовых обязанностей, стажа работы, или зависел от иных обстоятельств, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Различная сумма выплат, согласно материалам дела, происходила не из-за квалификации работника, а из-за различного предмета аренды и стоимости оплачиваемых коммунальных платежей.
Следовательно, апелляционный суд правильно указал, что данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Таким образом, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, суд апелляционной инстанции правильно указал, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Учреждения и, отменив решение суда первой инстанции, удовлетворил заявленные требования Учреждения.
Суд апелляционной инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу N А65-27753/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Так, из материалов дела не усматривается, что размер выплат по арендной плате и коммунальным платежам, начисляемых работникам Учреждения, имел зависимость от исполнения работником трудовых обязанностей, стажа работы, или зависел от иных обстоятельств, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Различная сумма выплат, согласно материалам дела, происходила не из-за квалификации работника, а из-за различного предмета аренды и стоимости оплачиваемых коммунальных платежей.
Следовательно, апелляционный суд правильно указал, что данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2014 г. N Ф06-2130/13 по делу N А65-27753/2012