г. Казань |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А72-7798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Москвичевой Ю.С., доверенность от 11.12.2013 N 256,
Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж - Мишалова А.В., доверенность от 14.01.2014 N 04, Фролова Я.Ю., доверенность от 14.01.2014 N 05,
Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - Стерлядевой Е.В., доверенность от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2013 (судья Леонтьев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М, Пышкина Н.Ю.)
по делу N А72-7798/2012
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ИНН 7325095632, ОГРН 1107325002509) к Областному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж (ОГРН 1027301484385) о взыскании 32 930 963 руб. 76 коп., с участием третьих лиц: Министерства образования Ульяновской области, г. Ульяновск, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", г. Ульяновск, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск,
по исковому заявлению Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж (ОГРН 1027301484385) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ИНН 7325095632, ОГРН 1107325002509), Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ИНН 7303003740, ОГРН 10273011177749) о признании права оперативного управления на нежилое здание,
по исковому заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ИНН 7303003740, ОГРН 10273011177749) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ИНН 7325095632, ОГРН 1107325002509) о признании недействительной регистрации права собственности, с участием третьих лиц: Министерства образования Ульяновской области, Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Областному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж (далее - ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж) о взыскании 32 930 963 руб. 76 коп., составляющих: 43 434 руб. 30 коп. - неосновательное обогащение за период с 18.07.2009 по 15.07.2012 за пользование площадкой ПТУ, общей площадью 6391,0 кв. м, литера ХI, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 82; 32 887 529 руб. 46 коп. - неосновательное обогащение за период с 18.07.2009 по 15.07.2012 за пользование зданием Профтехучилища, общей площадью 7786,0 кв. м, литера A, A1, A2, A3, A4, a, a1, Б, Г, I, II-VIII, расположенным по адресу: ул. Московское шоссе, д. 82.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент), открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" (далее - ОАО "УАЗ"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к Теруправлению, к Департаменту о признании за истцом права оперативного управления на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, 82. Делу был присвоен номер N А72-11611/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление), ОАО "УАЗ".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2012 суд объединил дела N А72-7798/2012 и А72-11611/2012 в одно производство; объединенному делу присвоен номер N А72-7798/2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Департамент обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Теруправлению в котором просит:
- признать за Ульяновской областью право собственности на объект недвижимого имущества - профтехучилище площадью 7786 кв. м, литеров А, Al, А2, A3, А4, a, al, Б, Г, I, II-VIII, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе;
- признать за Ульяновской областью право собственности на объект недвижимого имущества - площадка ПТУ общей площадью 6391 кв. м, литера IX, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе. Делу был присвоен номер N А72-1345/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования Ульяновской области, ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2013 суд объединил дела N А72-7798/2012 и А72-1345/2013, присвоив объединенному делу номер N А72-7798/2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2013 суд исковые требования Теруправления и ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж оставил без удовлетворения. Исковые требования Департамента удовлетворил, признал право собственности Ульяновской области на объекты недвижимого имущества: профтехучилище площадью 7786 кв. м, Литеров А, А1, А2, А3, А4, а, а1, Б, Г, I, II-VIII, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе; площадку ПТУ общей площадью 6391 кв. м, литера IX, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, постановлением Совета министров СССР от 21.03.1969 N 213 "О мерах о увеличению выпуска автомобилей на Ульяновском автомобильном заводе" Министерству автомобильной промышленности и Министерству строительства СССР было поручено обеспечить строительство и конструкцию Ульяновского автомобильного завода в 1969 году.
В соответствии с приложением N 2 к указанному Постановлению образовательное учреждение - Профессиональное техническое училище N 2 было включено в список профессионально-технических училищ, для которого осуществлялось строительство здания и благоустройство прилегающей территории при действующем автомобильном заводе.
Актом приемки от 20.12.1971 N 2033 здание Профтехучилища было принято в эксплуатацию и Профтехучилище было переведено во вновь построенное здание, расположенное по адресу: город Ульяновск, Московское шоссе, д. 82, и считалось действующим на базе ОАО "УАЗ".
Согласно пункту 1.2. Устава ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж, ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж является преемником всех прав и обязательств: ОГОУ СПО Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, созданного на основании распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 11.05.2005 N 479-р и распоряжения Главного управления образования администрации Ульяновской области от 17.05.2005 N 500 путем реорганизации Ульяновского профессионального лицея; Ульяновского технического лицея, созданного на базе Ульяновского среднего профессионально-технического училища N 7 на основании приказа Министерства образования Российской Федерации от 21.07.1994 N 211, распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 13.09.1994 N 935-р и приказа Управления образования администрации области от 04.10.1994 N 411; Ульяновского среднего профессионально-технического училища N 7 - СПТУ N 7, созданного путем переименования технического училища N 3 (ТУ N 2) на основании приказа Областного управления профессионально-технического образования от 28.05.1973 N 97; Технического училища N 2 (ТУ N 2), созданного путем переименования городского профессионально-технического училища N 4 (ГПТУ N 4) на основании приказа Областного управления профессионально-технического образования от 12.05.1966 N 87; Городского профессионально-технического училища N 4 (ГПТУ N 4), созданного путем переименования технического училища N 3 (ТУ N 3) на основании приказа от 10.05.1963 N 84; Технического училища N 3 (ТУ N 3), созданного путем переименования ремесленного училища N 3 на основании приказа Областного управления профессионально-технического образования в 1956 г.; Ремесленного училища N 3, созданного приказом областного управления трудовых резервов от 01.10.1945 N 256.
Таким образом, с 1971 года по настоящее время спорное имущество - здание Профтехучилища и площадка ПТУ находились во владении правопредшественников, а в настоящее время находятся во владении ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж.
Согласно распоряжению Совета министров РСФСР от 22.07.1991 N 803-р здания, сооружения и другие основные фонды профессиональных учебных заведений, входящих в систему Министерства образования РСФСР, созданные за счет централизованных государственных капитальных вложений и находящиеся на балансе предприятий, объединений и организаций, должны быть переданы на баланс учебных заведений.
Из приложения N 2 к Постановлению Совета министров СССР от 21.03.1969 N 213 "О мерах по увеличению выпуска автомобилей на Ульяновском автомобильном заводе" следует, что здание профессионально-технического училища N 2 создано за счет централизованных государственных капитальных вложений.
При указанных обстоятельствах суд признал, что профессионально- техническое училище N 2, а ныне - ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж являлся законным владельцем спорного здания Профтехучилища и площадки ПТУ, предоставленных для осуществления образовательной деятельности.
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 2 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 7 приложения N 2 к постановлению N 3020-1 к объектам, относящимся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, относятся учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в приложении 3 (не входящие в состав имущества предприятий).
Согласно плану приватизации Государственного предприятия Ульяновский автомобильный завод, утвержденному распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 16.10.1992 N 561-р, объекты недвижимого имущества - профтехучилище площадью 7786 кв. м, литера А, А1, А2, АЗ, А4, а, а1, Б, Г, I, II-VIII и площадка ПТУ площадью 6391 кв. м, расположенная по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе - не вошли в приватизационную массу ОАО "УАЗ", что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Согласно пункту 6 постановления N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 9 постановления N 3020-1 право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 настоящего постановления.
Порядок определения пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности установлен распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-пр.
В силу пунктов 5, 7, 8 указанного распоряжения Президента Российской Федерации Верховный Совет республики в составе Российской Федерации, Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга утверждает представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложение об их передаче в государственную собственность соответствующего национально государственного, национально- или административно - территориального образования.
Перечни объектов, указанных в пункте 4 настоящего положения, представляются для регистрации согласованными с соответствующими органами государственного управления.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления.
Перечни объектов, полностью соответствующих указанным требованиям, в трехнедельный срок со дня регистрации направляются в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о его передаче или по истечении 3- месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
В соответствии с пунктом 10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 приватизация образовательных учреждений не допускалась до установления соответствующей процедуры в законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия должна была регулироваться иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
На момент приватизации ОАО "УАЗ" (октябрь 1992 года) законодательный акт, регулирующий приватизацию образовательных учреждений, не был принят.
Действовавшие в период выкупа государственного имущества пункт 4 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образовании" запрещали изъятие зданий и сооружений, используемых учреждениями образования, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о наличии такого согласия по изъятию здания у ОГБОУ СПО Ульяновский профессиональнопедагогический колледж, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что спорное здание не могло войти в состав государственного имущества ОАО "УАЗ", подлежащего приватизации.
Здание Профтехучилища и площадка ПТУ после приватизации государственного имущества ОАО "УАЗ" у ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж также не изымалось.
Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 07.05.1999 N 544-р "О внесении объектов в реестр областной собственности", в связи с истечением 3-месячного срока с момента регистрации в Министерстве государственного имущества Российской Федерации перечней объектов, передаваемых в государственную собственность Ульяновской области, и непринятием соответствующего решения Правительством Российской Федерации, был утвержден перечень принятых в государственную собственность Ульяновской области предприятий и учреждений, расположенных на территории Ульяновской области, в том числе Технический лицей (профессиональное училище N 7), г. Ульяновск, Московское шоссе, N 82.
Таким образом, с момента принятия распоряжения главы администрации Ульяновской области от 07.05.1999 N 544-р профессиональное училище N 7 (ОГБОУ СПО профессионально-педагогический колледж) и используемое им для реализации уставных целей и задач недвижимое имущество стало собственностью Ульяновской области.
Согласно приказу Главного управления образования администрации Ульяновской области от 20.12.2001 N 842, приказу УТЛ от 21.01.2002 N 10 Ульяновский технический лицей 10.01.2002 преобразован в Ульяновский профессиональный лицей.
Спорные объекты - Здание Профтехучилища и Площадка ПТУ как объекты государственной собственности закреплены за образовательным учреждением и находятся в оперативном управлении согласно выписок из реестра областного имущества, выданной Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30.10.2012 N 73-ИОГВ-34-02/6486исх и N 73-ИОГВ-34-02/6485исх и на основании свидетельства о внесении в реестр областного имущества от 06.05.2002 присвоен реестровый номер 07390330.
Также в соответствии с данным свидетельством спорные объекты закреплены за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р "О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования" Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Ульяновский профессиональный лицей" под пунктом 2449 вошло в перечень передаваемых в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования.
Впоследствии, согласно акту приёма-передачи федеральных государственных учреждений образования, подписанного исполняющим обязанности Главы администрации Ульяновской области М.И. Шкановым и руководителем (заместителем) Федерального агентства по образованию Г.А. Балыхиным Федеральное агентство по образованию передало, государственный орган исполнительной власти администрация Ульяновской области принял в государственную собственность Ульяновской области федеральные государственные учреждения образования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.10.2001, закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных законом.
В целях развития этого принципа принят ряд конкретных законоположений, ограничивающих допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также обеспечивающих соединение прав на эти объекты за одним собственником (статьи 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что с 07.05.1999 спорные объекты являются собственностью Ульяновской области.
В материалы дела Теруправлением предоставлено свидетельство о внесении в реестр федерального имущества спорного имущества, закрепленного за ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж на праве оперативного управления от 28.03.2003.
Из данного документа следует, что орган, уполномоченный распоряжаться федеральным имуществом, закрепил спорное имущество за ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Согласно статье 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 298 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Согласно статье 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Кроме того, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Следовательно, право на получение стоимости фактического пользования имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, принадлежит учреждению, а не собственнику имущества.
Правомерность данной правовой позиции подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.2010 N ВАС-15822/10.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно указали на то, что даже в случае если бы спорное имущество являлось федеральной собственностью, у Теруправления не было оснований для обращения с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Теруправление в ходе рассмотрения дела представило свидетельство от 12.04.2013 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание Профтехучилища.
Суды предыдущих инстанций правомерно указали, что данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований Теруправления.
В соответствии с пунктом 58 совместного Постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Ссылки Теруправления об отсутствии согласования перечня объектов, передаваемых в собственность субъекта Российской Федерации, согласно распоряжению главы Администрации Ульяновской области от 07.05.1999 N 544-р, правомерно признаны судом несостоятельными.
Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 07.05.1999 N 544-р "О внесении объектов в реестр областной собственности" было предметом судебных разбирательств по делам NN А72-6846/05-11/455, А72-6843/05-11/457, А72-6847/-5-11/456, А72-3213/05-25/188.
В ходе рассмотрения указанных дел суды не нашли оснований для его отмены и признания незаконными действий Комитета по управлению госимуществом в Ульяновской области (правопредшественник ДГИЗО) в части включения имущества в реестр областной собственности.
Кроме того, как уже было указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Спорные объекты - Здание Профтехучилища и Площадка ПТУ как объекты государственной собственности закреплены за образовательным учреждением и находятся в оперативном управлении согласно выписок из реестра областного имущества, выданной Департаментом от 30.10.2012 N 73-ИОГВ-34-02/6486исх и 73-ИОГВ-34-02/6485исх и на основании свидетельства о внесении в реестр областного имущества от 06.05.2002 присвоен реестровый номер 07390330.
Также в соответствии с данным свидетельством спорные объекты закреплены за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
Действующее законодательство не предусматривает необходимости в повторном закрепление права оперативного управления на одно и тоже имущество.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А72-7798/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Кроме того, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
...
Правомерность данной правовой позиции подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.2010 N ВАС-15822/10.
...
В ходе рассмотрения указанных дел суды не нашли оснований для его отмены и признания незаконными действий Комитета по управлению госимуществом в Ульяновской области (правопредшественник ДГИЗО) в части включения имущества в реестр областной собственности.
Кроме того, как уже было указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф06-1951/13 по делу N А72-7798/2012