г. Казань |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А06-2983/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.08.2013 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Каплин С.Ю., Комнатная Ю.А.)
по делу N А06-2983/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью коммерческой фирмы "Север-Юг", г. Астрахань (ИНН 3015070461, ОГРН 1053000069033) о признании незаконным решения Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров от 11.04.2013 по ДТ N 10311020/199413/0001646, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 833 219 рублей 85 копеек,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью коммерческая фирма "Север-Юг", г. Астрахань (далее - ООО "Север-Юг", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров от 11.04.2013 по декларации на товары (далее - ДТ) N 10311020/199413/0001646, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем применения первого метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимым товаром) и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 833 219 рублей 85 копеек (с учетом принятого судом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.08.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013, требования ООО "Север-Юг" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Астраханская таможня с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом таможенный орган полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку в данном случае отсутствует сделка купли-продажи для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и не выполняется условие о платеже за ввозимый товар. По мнению Астраханской таможни, первый метод определения таможенной стоимости не может быть применен. Кроме того, судами не дана оценка факту осуществления корректировки таможенной стоимости самостоятельно заявителем путем заполнения и предоставления ДТС-2 и КТС.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель не согласился с доводами таможенного органа по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Север-Юг" (покупателем) и фирмой "ТАНЕR BANDAR ANZALI СО". Р. Иран (продавцом) заключен контракт от 09.04.2008 N 5, дополнительные соглашения: от 09.04.2010 N 1, от 07.04.2011 N 2; от 15.03.2012 б/н; от 06.09.2012 N 2; от 15.01.2013 б/н на поставку товара - "Чай черный байховый, мелколистовой, ферментированный, нефасованный, в н/п мешках...".
Таможенное оформление поставки вышеуказанного товара по ДТ N 10311020/100413/0001646 проведено 10.04.2013.
При определении таможенной стоимости товара ООО "Север-Юг" применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Таможенная стоимость товара по расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 6 189 429 рублей 19 копеек.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости ООО "Север-Юг" в таможенный орган предоставлен пакет документов, необходимых для проверки ДТ: контракт от 09.04.2008 N 5, дополнительные соглашения: от 09.04.2010 N 1, от 07.04.2011 N 2; от 15.03.2012 б/н; от 06.09.2012 N 2; от 15.01.2013 б/н; инвойс от 12.03.2013 N 91.06; коносамент от 22.03.2013 N 226/S, паспорт сделки от 01.03.2012 N 12030003/1481/0112/9/0, документы по оплате за поставленный товар и другие документы, необходимые для проверки ДТ, согласно описи.
При проведении проверки должностным лицом Астраханского таможенного поста установлено значительное расхождение заявленной при таможенном оформлении цены по сравнению с ценами на идентичные и однородные товары по информации из ИАС "Мониторинг-анализ" за три месяца.
Должностным лицом Астраханского таможенного поста 11.04.2013 принято решение о проведении дополнительной проверки и проставлена соответствующая отметка в ДТС-1 в виде записи "Дополнительная проверка".
Согласно решению о проведении дополнительной проверки декларанту в срок до 09.06.2013 в целях подтверждения величины и структуры заявленной таможенной стоимости предложено представить следующие документы:
- экспортную декларацию страны отправления и заверенный ее перевод;
- прайс-лист производителя либо его коммерческое предложение;
- банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя;
- бухгалтерские документы об оприходовании товаров;
- договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
Астраханская таможня решением от 11.04.2013 о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10311020/100413/0001646 отказала заявителю в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав это тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не была подтверждена документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень, и указала на корректировки таможенной стоимости ввезенного товара. При этом таможенный орган пояснил, что в контракте от 09.04.2008 N 5 отсутствует информация о цене за единицу товара на ассортиментном уровне; приложения N 1, 2 к контракту не содержат четкой информации по ассортименту и ценам на крупнолистовой, мелколистовой чай. Таможенная стоимость задекларированного товара скорректирована по 6-му методу на базе третьего метода определения таможенной стоимости, в связи с чем заявителю были дополнительно начислены таможенные платежи в размере 833 219 рублей 85 копеек.
Не согласившись с решением таможенного органа, ООО "Север-Юг" оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришли к обоснованному выводу о том, что представленные заявителем документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, поэтому у таможенного органа не имелось оснований для проведения корректировки стоимости товара и доначисления таможенных платежей.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Статьей 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 ТК ТС).
Порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентированы соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение).
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Суды правомерно сослались на пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", согласно которому под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил документы, поименованные в указанном Перечне, а также документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
Довод таможенного органа о том, что ввезенный заявителем товар не оплачен и не подлежал оплате, так как ввезен в счет исполнения экспортного контракта, признан судами несостоятельным, поскольку согласно части 2 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца, при этом платежи могут быть осуществлены прямо пли косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
Судами установлено отсутствие доказательств несоблюдения установленного пунктом 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров.
Анализ содержания контракта, спецификации, инвойса, паспорта сделки; ведомости банковского контроля и иных товаросопроводительных документов позволяет сделать вывод, что данные документы составляют единый взаимодополняющий пакет документов по внешнеэкономической сделке по поставке товаров. Заявителем с иностранным партнером были согласованы все существенные условия договора применительно к договору купли-продажи, а именно: количество товара, его цена, условия поставки и оплаты, характеристики товара, дополнительно оговоренные в спецификации и инвойсе к контракту. Представленными при таможенном оформлении документами подтверждается, что товар поставлен в количестве и на условиях, предусмотренных контрактом. Сведения, содержащиеся в представленных таможенному органу документах, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.
В материалах дела отсутствуют доказательства недействительности контракта либо спецификации, как и доказательств того, что указанные в документах характеристики товара и его стоимость не согласованы сторонами.
Судами установлено, что при таможенном оформлении ввезенного товара в подтверждение обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости, ООО "Север-Юг" представлен полный пакет документов к ДТ, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости.
Таким образом, документы, подтверждающие структуру таможенной стоимости, являются четкими и определенными. Заявителем таможенному органу были представлены все те документы, которые должны и могут у него находиться в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового контракта, а также обычаями делового оборота. Представленные декларантом документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара. Сведения, содержащиеся в данных документах, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.
Как правильно указали судебные инстанции, довод таможенного органа о том, что заявленная ООО "Север-Юг" таможенная стоимость товара имеет низкий уровень согласно ценовой информации, имеющейся в ИАС "Мониторинг-Анализ", не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости.
Действующее законодательство не устанавливает обязанности для экспортеров декларировать товары по средним ценам. Единственным условием установления таможенной стоимости является наличие количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о заявленной таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Север-Юг" документально подтвердило достоверность заявленных в спорной ДТ сведений, в том числе таможенной стоимости ввезенного товара, определенной первым методом определения таможенной стоимости.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.08.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А06-2983/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно сослались на пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", согласно которому под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
...
Судами установлено отсутствие доказательств несоблюдения установленного пунктом 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф06-2211/13 по делу N А06-2983/2013