г. Казань |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А72-7342/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СТК-Инвест"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.08.2013 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А72-7342/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "СТК-Инвест" (ИНН 7328507267, ОГРН 1067328019550), г. Ульяновск, к Управлению надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области, г. Ульяновск, заинтересованное лицо: заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Золотов Сергей Петрович, г. Ульяновск, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Сантехкомплект", г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "СТК-Инвест" (далее - ЗАО "СТК-Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области (далее - УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области, административный орган) от 13.05.2013 N 46 о назначении административного наказания по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности.
К участию в деле привлечены: в качестве заинтересованного лица заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Золотов Сергей Петрович и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Сантехкомплект".
ЗАО "СТК-Инвест" уточнило заявленные требования и просило отменить решение главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Пчёлкина В.Л., вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 03.06.2013 в части оставления в силе постановления по делу об административном правонарушении от 13.05.2013 о привлечении ЗАО "СТК-Инвест" к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения от 22.02.2013 N 149 административным органом в период с 03.04.2013 по 05.04.2013 в отношении общества проведена выездная плановая проверка требований пожарной безопасности, по адресам: г. Ульяновск, дом 18, проезд Инженерный, дом 8; проспект Созидателей, дом 36А.
В ходе проверки установлено, что в нарушение СНиПа 2.04.01-85* таб.2 помещения склада номер по плану 176 не оборудованы внутренним противопожарным водопроводом с минимальным расходом воды на пожаротушение 2-е струи по 5 литров в секунду; помещения склада Лит. В 1 (пристрой из ЛМК (по договору аренды от 01.09.2011 N 4/01.09.11 - холодный склад площадью 256,52 м 2) не оборудованы внутренним противопожарным водопроводом с минимальным расходом воды на пожаротушение 2 струи по 2,5 литра в секунду.
На основании проверки государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Идиятулловым Р.А. составлен акт N 149 и выдано предписание от 05.04.2013 N 149/1/71 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Кроме того, в отношении общества, в присутствии законного представителя юридического лица директора Папояна А.И., 05.04.2013 составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Папоян А.И. с протоколом согласился.
Постановлением от 13.05.2013 N 46, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Золотовым С.П., общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Вынесенное постановление общество обжаловало вышестоящему должностному лицу - главному государственному инспектору Ульяновской области по пожарному надзору Пчелкину В.Л.
Решением от 03.06.2013 постановление от 13.05.2013 отменено в части привлечения общества к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, производство по делу в этой части прекращено. В части привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Обеспечение пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно абзацу 1 статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции уполномочены организовывать и проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, вести в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.
Материалами дела установлено, что проверка соблюдения обществом требований пожарной безопасности проведена без нарушений требований закона, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания составлены и вынесены уполномоченными на то законом должностными лицами органа, осуществляющего публичные административные полномочия. Решение по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности также вынесено уполномоченным вышестоящим должностным лицом.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, материалами дела не установлено.
Таким образом, административным органом соблюдена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КОАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В данном случае наличие события правонарушения, вмененного обществу, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Начало работ по устранению, к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении, выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности не свидетельствует о том, что они отсутствовали совсем и не могли являться поводами к возбуждению дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружение их в ходе проверки ЗАО "СТК-Инвест" должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела установлено, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, при этом обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица возможности для выполнения правил пожарной безопасности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что требования СНиП 2.04.01-85* не подлежат применению.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). К числу таких актов относятся и СНиПы.
Нормы требования СНиП 2.04.01-85* распространяются на проектирование строящихся и реконструируемых систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков. Учитывая, что здание склада номер 176 лит А претерпело реконструкцию (после строительства и введения в эксплуатацию в 1983 году), в частности, в помещении склада было размещено офисное помещение (кабинет), поэтому здание изменило функциональное назначение. Склад в здании литер В 1 был построен и сдан в эксплуатацию в 2006 году, то есть после принятия СНиП 2.04.01-85*. Данные сведения содержатся в технических паспортах.
Согласно п.6.1* СНиП 2.04.01-85* для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальные расходы воды на пожаротушение следует определять в соответствии с табл. 1*, а для производственных и складских зданий - в соответствии с табл. 2.
Раздел 6 "Системы противопожарного водопровода" СНиП 2.04.01-85* не предусматривает каких-либо исключений, позволяющих отказаться от проектирования и строительства систем противопожарного водопровода.
Применение вышеуказанных норм СНиПа, необходимо при соблюдении пожарной безопасности с учетом части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, согласно которой в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Таким образом, Федеральный закон N 123-ФЗ предусматривает необходимые требования к внутреннему противопожарному водопроводу. Требования, изложенные в оспариваемом постановлении административного органа с учетом нормативов СНиП 2.04.01-85*, указанным нормам Федерального закона N 123-ФЗ не противоречат.
Кроме того, СНиП 2.04.01-85* был принят взамен СНиП II-30-76 и СНиП II-34-76, согласно которым необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода в зданиях и помещениях, а также расходы воды на пожаротушение должны определяться в соответствии с указаниями, приведенными в табл.5 (пункт 3.10). Нормы СНиП II-30-76 и СНиП II-34-76 действовали на момент строительства складского помещения 176 в здании литер А. Однако следует учесть факт изменения функционального использования помещений данного здания и в связи с этим его реконструкции.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А72-7342/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СТК-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применение вышеуказанных норм СНиПа, необходимо при соблюдении пожарной безопасности с учетом части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, согласно которой в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Таким образом, Федеральный закон N 123-ФЗ предусматривает необходимые требования к внутреннему противопожарному водопроводу. Требования, изложенные в оспариваемом постановлении административного органа с учетом нормативов СНиП 2.04.01-85*, указанным нормам Федерального закона N 123-ФЗ не противоречат."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф06-2340/13 по делу N А72-7342/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2340/13
08.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16831/13
05.09.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16567/13
20.08.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7342/13