г. Казань |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А72-2254/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-2254/2013
по исковому заявлению Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области, Ульяновская область, с. Большое Нагаткино (ОГРН 1027301057850) к открытому акционерному обществу "Ульяновский сахарный завод", Ульяновская область, р.п. Цильна, (ОГРН 1027301055770), третье лицо - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Ульяновск, о взыскании 1 828 186 руб. 71 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Ульяновский сахарный завод" (далее - ОАО "Ульяновский сахарный завод") о взыскании задолженности в сумме 1 828 186 руб. 71 коп.
Определением от 06.05.2013 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Ульяновск.
Определением от 26.06.2013 суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета исковых требований, в соответствии с которым истец просил взыскать с ответчика задолженность по арендной плате в размере 1 828 186 руб. 71 коп. за период с октября 2012 года по декабрь 2012 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2013 по делу N А72-2254/2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2013 отменено, принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области, отказано.
В кассационной жалобе Управление просит постановление отменить, решение оставить без изменения, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.01.2009 между Управлением муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области ("Арендодатель") и ОАО "Ульяновский сахарный завод" ("Арендатор") заключены следующие договоры аренды земельного участка:
- от 13.05.2005 N 5, общей площадью 159 345 кв.м с кадастровым номером 73:20:030101:13, из земель поселений, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, р.п. Цильна, ул. О. Кошевого, д. 2А под производственными зданиями и сооружениями;
- от 11.05.2007 N 8, общей площадью 10 008 кв.м с кадастровым номером 73:20:030101:15, из земель поселений, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, р.п. Цильна, ул. О. Кошевого, д.2 А на северо-запад 425 м от административного здания ОАО "Ульяновский сахарный завод" под размещение жомовой ямы;
- договор аренды земельного участка от 11.05.2007 N 11, общей площадью 249 091 кв.м с кадастровым номером 73:20:030101:18, из земель поселений, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, р.п. Цильна, ул. О. Кошевого, д. 2А под кагатными полями и сооружениями;
- от 20.05.2011 N 100, общей площадью 630 693 кв.м с кадастровым номером 73:20:030303:210, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, под полями фильтрации.
Согласно условиям вышеуказанных договоров аренды земельных участков Арендодатель передал по акту приема-передачи Арендатору во временное владение и пользование имущество (земельные участки), а Арендатор в свою очередь, принял во владение переданное имущество и обязался своевременно уплачивать арендную плату за указанное имущество.
Срок аренды в соответствии с пунктом 1 договора устанавливался на 49 лет с момента подписания акта приема-передачи имущества.
Согласно актам приема-передачи от 13.05.2005, 11.05.2007, 20.05.2011 Арендодатель передал указанные земельные участки Арендатору.
В соответствии с подпунктом 2.2. пункта 2 указанных договоров аренды земельных участков, арендная плата вносится Арендатором ежемесячно равными частями от суммы указанной в договоре до истечения десятого дня начала следующего месяца.
Также в соответствии с пунктом 5 договора Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование земельными участками, а также представлять Арендодателю копии платежных документов по арендной плате до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Поскольку ответчик не исполнил свое обязательство надлежащим образом в полном объеме в установленные договором сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности в судебном порядке.
По расчету истца задолженность ответчика по арендной плате составляет 1 828 186 руб. 71 коп. - основной долг за период с 01.03.2012 по 31.12.2012.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика задолженность - разницу между арендной платой, исчисленной исходя из новой кадастровой стоимости земельных участков и оплаченной ответчиком арендной платой.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, со ссылкой на статью 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила определения размера арендной платы), а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, исходил из того, что поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области", то Управление за спорный период не вправе была рассчитывать арендную плату по новой методике - ранее года, следующего за годом, в котором произошли изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Пунктом 9 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденных вышеуказанным постановлением, установлено, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Поскольку в настоящем деле кадастровая оценка установлена на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то положения арендаторов таких земельных участков не должно быть хуже, чем арендаторов земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
На основании вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что за период с 01.03.2012 по 31.12.2012 ответчиком подлежала оплате арендная плата в соответствии с условиями заключенных договоров аренды и расчета к ним.
Доказательств наличия задолженности арендной платы у ответчика за период с 01.03.2012 по 31.12.2012 без учета разницы истцом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Более того истец подтверждает факт отсутствия у ответчика долга за период с 01.03.2012 по 31.12.2012.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, а именно постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-п, основан на неправильном толковании Правил определения размера арендной платы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А72-2254/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 февраля 2014 г. N Ф06-2066/13 по делу N А72-2254/2013