г. Казань |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А72-3965/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Ульяновской области представителей:
истца - Мартель А.А. (доверенность от 01.09.2013 N 744/юр),
ответчика - муниципального учреждения администрации муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области - Бекерова К.Ш. (решение от 20.11.2009 N 19),
в отсутствие:
ответчика - муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2013 (судья Козюкова Л.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А72-3965/2013
по исковому открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526) к муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области (ОГРН 1057310014431), муниципальному образованию "Бряндинское сельское поселение" о взыскании 136 651,56 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ульяновскэнерго" (далее - истец, ОАО "Ульяновскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в январе, феврале 2013 года в сумме 136 651,56 руб. согласно муниципальному контракту от 01.02.2013 N 241305 ЭБ.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.06.2013 муниципальное образование "Бряндинское сельское поселение" (далее - второй ответчик) с согласия истца привлечено соответчиком по делу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ОАО "Ульяновскэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Ответчик возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Второй ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил, отзыв на кассационную жалобу суду не представил.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Ульяновской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав присутствующих в Арбитражном суде Ульяновской области представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что между ОАО "Ульяновскэнерго" (поставщиком) и муниципальным учреждением администрацией муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" (потребителем) заключен муниципальный контракт на энергоснабжение от 01.02.2013 N 241305 ЭБ, по условиям которого поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электроэнергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Суммарная максимальная мощность потребителя составляет 39,00 кВт. Величина максимальной мощности в отношении каждой точки поставки указана в приложении N 1 к контракту.
Определение объема потребленной электроэнергии осуществляется по приборам коммерческого учета, указанным в приложении N 1 к контракту, или путем применения расчетных способов в порядке и в случаях, предусмотренных настоящим контрактом и Правилами розничных рынков.
Потребитель обязуется производить оплату по контракту платежными поручениями самостоятельно путем перечисления денежных средств на расчетный счет грузоотправителя - обособленное подразделение Димитровградское отделение ОАО "Ульяновскэнерго" в следующем порядке: 30 % стоимости договорного объема электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата - до 10 числа расчетного месяца по счету, выставленному грузоотправителем; 40 % стоимости договорного объема электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата - до 25 числа расчетного месяца по счету, выставленному грузоотправителем; стоимость объема покупки электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электроэнергии в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за расчетным по счету-фактуре и накладной, выставленным грузоотправителем.
Приложение N 1 к договору "Перечень точек поставки МУ Администрации МО "Бряндинское сельское поселение" сторонами на 2013 год не подписывалось.
В доказательство оказания услуг ответчику в январе, феврале 2013 года истцом представлены акты об объемах переданной потребителю электроэнергии за январь, февраль 2013 года по объектам: Абдулловская администрация, Бряндинская администрация, школа Ст. Еремкино стол., три скважины: с. Абдуллово, с. Ст. Бряндино и р. Путевой на 897 кВтч, 13.000 кВтч, которые подписаны сторонами.
Также истцом в материалы дела представлены акты об объемах поставленной электроэнергии за январь, февраль 2013 года по объекту ТП-2345 (население) с. Ст. Бряндино, номера счетчиков СА4У-И672М N 142343; ЦЭ6803В N 00907 2021000151, подписанные, как пояснил истец, не ответчиком, а жителями р.п. Чердаклы Ульяновской области на 21.940 кВтч, 21.740 кВтч.
Истцом в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры от 31.01.2013 N 000027683/2 на сумму 65 840 руб., от 28.02.2013 N 000029269/2 на сумму 74 987,75 руб., и направлены накладные.
В обоснование своей позиции истец ссылается на то, что размер задолженности ответчика составляет сумму неисполненного последним обязательства по оплате поставленной электроэнергии в январе, феврале 2013 года. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами предыдущих инстанций установлено, что ОАО "Ульяновскэнерго" со второго полугодия 2010 года выставляет администрации муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" счета за потери электроэнергии в сетях, принадлежащих администрации муниципального образования "Бряндинское сельское поселение", то есть разницу между показаниями электросчетчика на точке подачи населению и фактической оплатой населением за потребленную электроэнергию.
При этом ОАО "Ульяновскэнерго" осуществляло энергоснабжение населения по электрическим сетям администрации муниципального образования "Бряндинское сельское поселение", не заключив договор на использование электрических сетей и не оплачивая услуги администрации по передаче электроэнергии, а самостоятельно. Таким образом, ОАО "Ульяновскэнерго" получает плату от населения без посредничества администрации муниципального образования "Бряндинское сельское поселение", то есть прямым договорам с населением на электроснабжение по установленным тарифам, в которых заложена и стоимость услуг организаций, владеющих электросетями по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 4.4. договора муниципальным учреждением администрацией муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" представлены акты об объемах потребленной электроэнергии за январь, февраль 2013 года. Кроме этого, согласно распоряжению главы муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" от 04.09.2007 N 41-р "О принятии объектов энергоснабжения в муниципальную собственность муниципального образования "Бряндинское сельское поселение" и соответствующему акту приема-передачи объектов энергоснабжения собственником сетей, отходящих от ТП-2345/400+180, является муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Бряндинское сельское поселение".
В соответствии с действующим законодательством ответственность за содержание и обслуживание электрических сетей несет собственник имущества. ОАО "Ульяновскэнерго" включило в объем потребленной электроэнергии показания приборов учета СА4У-И672М N 142343, ЦЭ6803В N 009072021000151.
В материалах дела имеется справка от 05.05.2010 N 156, подтверждающая, что действительно на балансе администрации находится линия электропередач села Станция Бряндино 2000 м. (распоряжение главы МО "Бряндинское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области от 04.09.2007 N 41-р "О принятии объектов энергоснабжения в муниципальную собственность").
Согласно приложению к распоряжению от 04.09.2007 N 41-р ОАО "Бряндинское хлебоприемное предприятие" передает, а МО "Бряндинское сельское поселение" принимает линию электропередач ст. Бряндино 11.1993 постройки, 2000 м., остаточной стоимостью - 83 579,69 руб.
Истцом представлена схема подключения объектов к ячейке 5, ПС-3 Бряндино; акты об объемах переданной потребителю электроэнергии за январь, февраль 2013 года, подписанные ГУЗ "Чердаклинская центральная районная больница" и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Волги", сводные данные по населению (с. Ст. Бряндино).
Из справки о поставленной электроэнергии администрации МО "Бряндинское сельское поселение" следует, что, кроме муниципального учреждения администрации МО "Бряндинское сельское поселение", в январе, феврале 2013 года истцом поставлялась электроэнергия населению и в ГУЗ "Чердаклинская центральная районная больница". Количество потребленной электроэнергии в январе составила 897 кВт/ч, в феврале - 13.000 кВт/ч, что ответчиком не оспаривается (согласно подписанным сторонами актам).
В качестве доказательства оплаты стоимости фактически потребленной электроэнергии объектами, принадлежащими ответчику, представлены платежные поручения от 21.03.2013 N 315 на сумму 4114,61 руб., от 21.03.2013 N 316 на сумму 61,58 руб.
Судами установлено, что ОАО "Ульяновскэнерго" непосредственно с населением (физическими лицами) заключены договоры на поставку электроэнергии на 2013 года, оплата стоимости потребленной электроэнергии непосредственно оплачивается населением истцу.
Из пояснений истца следует, что сумма 136 651,56 руб. составляет стоимость объема электроэнергии полученной, но не оплаченной населением. В сумму долга также входят потери электроэнергии в сетях и количество неоплаченной электроэнергии населением. Данный факт также следует из акта об объемах поставленной потребителю электроэнергии за январь 2013 года, согласно которому объектом потребления энергии является население с. Ст. Бряндино. В акте за январь 2013 года не указан договор, в соответствии с которым составлен данный акт.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют договоры с населением, не имеется документального подтверждения фактического объема потребления электроэнергии за спорный период населением с. Ст. Бряндино и фактического объема оплаты населением стоимости потребленной электроэнергии, а также расчет потерь электроэнергии в сетях как в отношении населения, ГУЗ "Чердаклинская центральная районная больница", так и в отношении ответчика с документальным обоснованием расчета.
По сведениям истца, задолженность населения за несвоевременную оплату долга по электроэнергии взыскивается в судебном порядке. Оплата за электроэнергию населением производится постоянно, сумма долга подлежит регулярной корректировке.
Между тем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих, что задолженность населения с учетом потерь электроэнергии в сетях составляет сумму 136 651,56 руб. истцом в материалы дела не представлено.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.
Согласно пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
Правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Учитывая, что расчет суммы требований истца носит предположительный характер и не подтвержден документально (ни сумма потерь электроэнергии в сетях, ни объем полученной и оплаченной населением электроэнергии), суды предыдущих инстанций в данном конкретном случае пришли к правильному выводу о том, что исковые требования являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций, доказательства проверены и оценены, выводы, сделанные судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам, а также правильно примененным вышеназванным правовым нормам.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных судебными инстанциями выводов, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку при принятии кассационной жалобы истцу была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А72-3965/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Поручить Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
Правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2014 г. N Ф06-2786/13 по делу N А72-3965/2013