г. Казань |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А65-30162/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай", Республика Татарстан - Гаврилова А.М., доверенность от 23.01.2013, Мингазовой А.Р., доверенность от 01.03.2013 N 16,
ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Ворониной Е.А., доверенность от 30.12.2013 N 1-30/17430,
третьих лиц - открытого акционерного общества "Нефис-Косметикс" - Емельянычевой О.В., доверенность от 03.06.2013 N 2741, Благиных Ю.В., доверенность от 11.12.2012 N 2600,
открытого акционерного общества "Валком-Н" - Мингазовой А.Р., доверенность от 01.03.2013, Гаврилова А.М., доверенность от 16.11.2011,
в отсутствие:
третьего лица - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай", г. Казань, открытого акционерного общество "Валком-Н", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.08.2013 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-30162/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай", Республика Татарстан, г. Казань, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа, об обязании, третьи лица: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань, открытое акционерное общество "Нефис-Косметикс", г. Казань, открытое акционерное общество "Валком-Н", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - министерство) о признании незаконным отказа в направлении подписанного договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4, изложенного в письме от 31.08.2012, обязании направить в адрес заявителя подписанный договор купли-продажи земельного участка.
Определениями от 15.01.2013, 11.02.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - исполком), открытое акционерное общество "Нэфис Косметикс" (далее - ОАО "Нэфис-Косметикс"), открытое акционерное общество "Валком-М" (далее - ОАО "Валком-М").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013, в удовлетворении заявления отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В отзывах на жалобу ОАО "Нэфис-Косметикс", министерство просят в удовлетворении жалобы отказать, судебные акты оставить в силе.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Министерством принято распоряжение от 03.05.2006 N 1012-р "О предоставлении земельного участка в собственность (в порядке приватизации) обществу", на котором расположены объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрированы за заявителем.
Общество 01.08.2012 обратилось в министерство с просьбой подготовить и выслать в его адрес подписанный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47 790 кв. м.
Министерство, рассмотрев обращение общества о направлении проекта договора купли-продажи земельного участка, письмом от 31.08.2012 N 1-30/10432 отказало в направлении подписанного договора купли-продажи земельного участка в связи с признанием распоряжения от 03.05.2006 N 1012-р утратившим силу и переходом полномочий по предоставлению земельных участков к органам местного самоуправления, ссылаясь на распоряжение министерства от 01.07.2018 N 1299-р "О признании утратившим силу распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 30.05.2006 N 1012-р "О предоставлении земельного участка в собственность (в порядке приватизации) обществу и на Федеральный закон Российской Федерации от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признанием утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 20.07.2006 N 53-ЗРТ "О внесении изменений в статью 48 Земельного кодекса Республики Татарстан".
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из следующего.
Распоряжением министерства от 01.07.2008 N 1299-р признано утратившим силу распоряжение от 03.05.2006 N 1012-р "О предоставлении земельного участка в собственность (в порядке приватизации)" обществу в связи с неисполнением обществом с ограниченной ответственностью "Карамай" пункта 2 указанного распоряжения.
В пункте 2 вышеуказанного распоряжения заявителю предписывалось: предоставить в Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - управление) соответствующие документы для проведения кадастрового учета земельного участка, в двухмесячный срок со дня подписания настоящего распоряжения заключить с министерством договор купли-продажи земельного участка и в установленном порядке зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Судами установлено, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47 790 кв. м с разрешенным видом использования под производственные и складские помещения по ул. Братьев Петряевых г. Казани проведен на основании постановления главы администрации г. Казани от 29.12.1995 N 1658 "Об отводе Казанскому валяльно-войлочному комбинату земельных участков по ул. Братьев Петряевых Приволжского района".
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 16:50:080611:4 следует, что датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 29.10.2003.
Во исполнение распоряжения от 03.05.2006 N 1012-р о предоставлении земельного участка в собственность министерством направлен проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47 790 кв. м с разрешенным видом использования под производственные и складские помещения.
Из письма заявителя от 22.03.2007 N 12 в адрес ответчика следует, что договор купли-продажи земельного участка заключен не был ввиду отсутствия у заявителя денежных средств.
Заявитель собственником объектов недвижимости стал на основании договоров купли-продажи от 20.10.2003, 20.11.2006 с ОАО "Валком-Н".
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В юридически значимый для рассмотрения настоящего дела временной период основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101), с 01.07.2006 по настоящее время статьей 3.1 Федерального закона N 137.
В силу статьи 2 Федерального закона N 101 право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3-5 Федерального закона N 101 устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Федерального закона N 137 изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом N 137, если они не были разграничены изданными до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона актами правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Федерального закона N 137 спорный земельный участок не был разграничен в порядке, установленном Федеральным законом N 101 по утвержденным актами правительства Российской Федерации перечням, и был занят исключительно приватизированным (частным) недвижимым имуществом, то независимо от принадлежности такого имущества до приватизации названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137 распоряжение этим земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
Таким образом, заявленные по настоящему делу требования не подлежали удовлетворению, поскольку заявлены к ненадлежащему лицу.
Суд кассационной инстанции также учитывает выводы судов по делу N А65-10297/2012, судебными актами по которому администрация г. Казани признана лицом, чье бездействие в отношении упомянутого земельного участка является незаконным.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты отмене не подлежат.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А65-30162/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В юридически значимый для рассмотрения настоящего дела временной период основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101), с 01.07.2006 по настоящее время статьей 3.1 Федерального закона N 137.
...
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
...
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2014 г. N Ф06-2726/13 по делу N А65-30162/2012
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2726/13
18.11.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18374/13
30.08.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30162/12
05.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6478/13
21.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6060/13