г. Казань |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А57-15833/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Махмутовой Г.Н., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителя:
истца - Шельпякова А.В., доверенность от 19.02.2013,
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2012 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Клочкова Н.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-15833/2012
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании 21 966 959 руб., с участием третьих лиц: муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова", ликвидационной комиссии муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова", Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, Ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) и муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) о взыскании с субсидиарного должника - муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" денежных средств в размере 21 966 959 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" (далее - МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, Учреждение, Дирекция), ликвидационная комиссия МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет по финансам просит отменить названые решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Ассоциации, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ассоциация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Ответчики и третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из устава АТСЖ Ленинского района (в новой редакции от 28.11.2005), утвержденного общим собранием учредителей 28.11.2005, Ассоциация является юридическим лицом, некоммерческой организацией, учрежденной товариществами собственников жилья, имеет обособленное имущество, приобретает права юридического лица и считается организованным с момента его регистрации в соответствии с законом о государственной регистрации, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на налоговый учет. Целями и задачами деятельности Ассоциации является совместное управление общим имуществом ее членов, представление и защита общих имущественных интересов ее членов, обеспечение жилищно-коммунальными услугами от имени и в пределах средств собственников жилья и т.д.
12.01.2004 и 21.02.2004 между МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова и товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) "Темп 2004" были подписаны "Дополнительные условия приема-передачи жилых домов с баланса МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова в управление (на баланс) ТСЖ".
21.02.2004 между МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова и ТСЖ "Днепр-1" подписаны условия приема-передачи жилых домов с баланса МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова в управление (на баланс) ТСЖ.
Предметом этих условий согласно пункту 1 является обязательство и гарантия МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова за свой счет своими силами и из своих материалов в срок до 01.01.2006 произвести в жилых домах ремонтно-строительные работы согласно перечню, в том числе работы по капитальному ремонту кровли, межпанельных швов, отмостков и подъездов.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 03.12.2008 по делу N А57-609/2008, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.03.2009, обязал МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова произвести ремонтные работы в ряде многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Ассоциации.
Определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.03.2009 N 2277/09 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А57-609/2008 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по тому же делу отказано.
В связи с неисполнением постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А57-609/2008 Ассоциация обратилась в арбитражный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения указанных решений.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 (с учетом исправления описки от 01.09.2010) способ и порядок исполнения постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А57-609/2008 изменены и с МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова в пользу Ассоциации были взысканы денежные средства в сумме 8 577 225 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2010 по делу N А57-8521/2010 в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Ассоциации была взыскана задолженность в размере 8 577 225 руб.
Комитетом по финансам указанное решение было исполнено в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 14.03.2011 N 281 на сумму 8 577 225 руб.
В связи с длительным неисполнением Учреждением взятых на себя обязательств, удорожанием ремонтных работ, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в размере 21 966 959 руб., понесенных в результате исполнения заключенного между Ассоциацией и обществом с ограниченной ответственностью "Актеон+" договора подряда от 08.08.2011 N 08-08-КР на выполнение работ по капитальному ремонту.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2012 по делу N А57-8116/2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 24.04.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2012, с МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова в пользу Ассоциации взысканы убытки в размере 21 966 959 руб.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 отказано в передаче дела N А57-8116/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На принудительное исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2012 по делу А57-8116/11 был выдан исполнительный лист серии АС N 001935466, который Учреждением не исполнен.
Комитет по финансам письмом от 14.05.2012 N 03-02/691 сообщил истцу, что МУ ДЕЗ по Ленинскому району не имеет лицевого счета получателя средств бюджета города в комитете по финансам и исполнительный лист возвратил.
13.09.2011 издано постановление Администрации N 1797 "О ликвидации муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова", текст которого опубликован в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 13.09.2011 N 92(756).
27.09.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о том, что МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова находится в процессе ликвидации.
21.12.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации" (N 50 (357) часть 1) под номером 775 было опубликовано сообщение о том, что МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова ликвидируется и принимает требование кредиторов в течение 2 месяцев после публикации, то есть с 21.12.2011 до 21.02.2012.
Учитывая то обстоятельство, что Учреждение находится в стадии ликвидации и в соответствии со статьей 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный лист серии АС N 001935466 письмом от 18.05.2012 N 4163 истцом был направлен на исполнение в ликвидационную комиссию МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова. Однако ликвидационная комиссия письмом от 28.05.2012 N 42 возвратила указанный исполнительный лист истцу без исполнения.
Истец 01.06.2012 повторно направил данный исполнительный лист в ликвидационную комиссию для его исполнения и повторно потребовал исполнить решение суда.
Поскольку Учреждение не предприняло каких-либо мер к исполнению решения суда истец письмом от 15.06.2012 N 5285 вновь потребовал исполнить решение суда. Однако исполнения произведено не было, ответ или отказ истцом не получен.
Таким образом, требования истца в сумме 21 966 959 руб. Учреждением не были удовлетворены в связи с отсутствием у него денежных средств, что послужило основанием для обращения Ассоциации в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с абзацем 6 части 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Как указано в пункте 12 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ, положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.
Судами сделан правильный вывод о том, что спорная задолженность образовалась до вступления в законную силу статьи 120 ГК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ.
В соответствии со статьей 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21) разъяснено, что исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Судами предыдущих инстанций установлено, что основной должник - Учреждение не имеет возможности удовлетворить требование истца о погашении долга из-за недостаточности собственных денежных средств.
В пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что при недостаточности денежных средств основного должника - Учреждения субсидиарная ответственность по его обязательствам должна быть возложена на муниципальное образование "Город Саратов".
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган Администрации, функциональное структурное подразделение, организующее исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 данного Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений Администрации, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. На основании пункта 3.44 Положения Комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункты 3.45, 4.2 Положения).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника Учреждения, в рассматриваемом случае является Комитет по финансам.
Следовательно, вывод судов о взыскании долга Учреждения в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" является правомерным.
Доводы Комитета по финансам, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. В этой связи кассационная жалоба Комитета по финансам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А57-15833/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21) разъяснено, что исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
...
В пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
...
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 февраля 2014 г. N Ф06-6800/13 по делу N А57-15833/2012