г. Казань |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А65-18164/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Хайруллиной К.Р. (доверенность от 30.03.2013),
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 18.03.2013), Олехнович А.М. (доверенность от 17.02.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-18164/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой", г. Казань (ИНН 1659000692, ОГРН 1021602825860) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецкаучукремстрой" (далее - общество, ООО "Спецкаучукремстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Московскому району г. Казани) о признании недействительным решения от 20.06.2013 N 6509.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Казань (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 отменено, принят новый судебный акт.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применений норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Налоговый орган не согласился с доводами кассационной жалобы и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения по основаниям, указанным в отзыве.
Судебной коллегией в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании с 18.02.2013 до 15 часов 00 минут 26.02.2013. После завершения перерыва судебное заседание продолжено.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав стороны, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 28.01.2013 налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 N 22774.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 20.06.2013 N 6509, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 228 081 руб.
Основанием для начисления вышеуказанной суммы налога явился установленный в ходе камеральной налоговой проверки факт занижения обществом налоговой базы вследствие исчисления суммы налога на земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:310102:11, 16:50:310102:15, 16:50:310102:20, 16:50:310102:22, находящихся по адресу г. Казань в районе станции Химическая, исходя из рыночной стоимости в размере 24 035 122 руб., 12 547 175 руб., 152 754 руб. и 15 587 175 руб., в то время как кадастровая стоимость данных участков установлена в размере 119 161 351 руб., 59 805 912 руб., 702 672 руб. и 73 978 200 руб. соответственно.
Решение Инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, которое решением от 01.08.2013 N 2.14-0-18/016872@ оставило жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 20.06.2013 N 6509, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102, а должен был руководствоваться вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012, распространив его действие с начала налогового периода 2012 года.
Суд апелляционной инстанции посчитал ошибочными данные выводы суда первой инстанций и отменил решение суда первой инстанции.
При этом исходил из того, что законодательством не предусмотрен учет в целях исчисления земельного налога изменений кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода. Налоговая база по земельному налогу за соответствующий налоговый период (в данном случае 2012 год) не может быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде. Для расчета земельного налога необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были доведены до налогоплательщика до 1 марта текущего налогового периода, определенную по состоянию на 01 января текущего года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республика Татарстан от 17.07.2012, может быть применена только с начала нового налогового периода, а именно с 01.01.2013.
В рассматриваемом случае суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов и считает, что судами не было принято во внимание следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11 в размере 24 035 122 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15 в размере 12 547 175 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, в размере 152 754 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, в размере 15 587 540 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-16604/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 внесена в кадастр 22.10.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:310102:11, 16:50:310102:15, 16:50:310102:20, 16:50:310102:22, принадлежащих обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 22.10.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Соответственно позиция суда апелляционной инстанции о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 может быть применена только с начала нового налогового периода, а именно с 01.01.2013 основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалованный судебный акт подлежат отмене.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит установление фактических обстоятельств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам представить расчет земельного налога с учетом вышеуказанного применения норм законодательства, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период и в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ при новом рассмотрении дела суду надлежит распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А65-18164/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом деле судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11 в размере 24 035 122 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15 в размере 12 547 175 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, в размере 152 754 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, в размере 15 587 540 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
...
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:310102:11, 16:50:310102:15, 16:50:310102:20, 16:50:310102:22, принадлежащих обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 22.10.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 марта 2014 г. N Ф06-2966/13 по делу N А65-18164/2013