г. Казань |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А57-9704/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2013 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Клочкова Н.А.)
по делу N А57-9704/2013
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Тархова" (ИНН 6453063183, ОГРН 1036405303274) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности в сумме 499 466,40 руб., с участием третьих лиц: Комитета по управлению имуществом муниципального образования, администрации Ленинского района города Саратова, администрации муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Тархова" (далее - ТСЖ "Тархова", Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилой дом за период с 01.08.2012 по 31.05.2013 в сумме 499 466,40 руб. Делу по данному иску был присвоен номер А57-9704/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района г. Саратова.
В ходе рассмотрения дела от истца поступило ходатайство об уменьшении размера исковых требований о взыскании основного долга до суммы 492 416,57 руб., состоящих из требований о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности жилых домов за период с 01.08.2012 по 31.12.2012 в сумме 241 130,82 руб. и о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности жилых домов за период с 01.01.2013 по 31.05.2013 в сумме 251 285,75 руб.
Суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уменьшение размера исковых требований истцом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определением от 25.09.2013 Арбитражный суд Саратовской области выделил в отдельное производство часть исковых требований - о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности жилых домов за период с 01.01.2013 по 31.05.2013 в сумме 251 285,75 руб.
В этой связи в рамках настоящего дела были рассмотрены исковые требования Товарищества о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности жилых домов за период с 01.08.2012 по 31.12.2012 в сумме 241 130,82 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Администрация и Комитет по финансам просят отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Товарищества, считая, что судами неполностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ТСЖ "Тархова" в отзыве на кассационные жалобы доводы жалоб отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Тархова" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
В указанных домах имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов".
На общем собрании членов ТСЖ "Тархова" от 16.01.2006 утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества; определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава Товарищества.
В соответствии со статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и разделом 13 устава ТСЖ "Тархова" в период с 24 по 28 апреля 2006 года было проведено общее собрание членов Товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. В голосовании принял участие и поддержал решение об установлении с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Тархова" большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав Товарищества, ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (на 2010 год - в размере 5 руб./кв.м. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960, на 2011 год - 5,4 руб./кв.м согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 768, за 2012 год - 5,8 руб./кв.м согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1077).
Ненадлежащее исполнение муниципальным образованием как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "Тархова", обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Кассационная инстанция считает принятые судебные акты подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
Ссылка заявителей жалоб на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 39 и пункту 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 137 и пункта 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "Тархова" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Пунктом 9.4 устава ТСЖ "Тархова", утвержденного общим собранием членов Товарищества, предусмотрено, что муниципальное образование "Город Саратов" своевременно в соответствии с положениями пункта 9.3 устава обязано оплачивать Товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества в размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Согласно части 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
На основании части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает их от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 БК РФ в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Из указанной нормы права усматривается, что финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий) и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получении субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов Товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249 ГК РФ.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав Товарищества.
Суды предыдущих инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства, правильно применили нормы действующего законодательства и пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов Товарищества.
Доводы Администрации о том, что у муниципального образования "Город Саратов" не возникло обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт со ссылкой на отсутствие публикации региональной программы капитального ремонта, в которую должны быть включены спорные многоквартирные дома, что истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта, судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылка Администрации на положения Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в силу 26.12.2012, не может быть принята во внимание, поскольку указанный закон распространяется на отношения, возникающие после вступления в силу данного закона, следовательно, указанный закон не применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А57-9704/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
Ссылка Администрации на положения Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в силу 26.12.2012, не может быть принята во внимание, поскольку указанный закон распространяется на отношения, возникающие после вступления в силу данного закона, следовательно, указанный закон не применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2014 г. N Ф06-2796/13 по делу N А57-9704/2013