Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий
Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства регулируется:
Налоговым кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.96 N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности";
приказом Госналогслужбы России от 24.01.96 N ВГ-3-02/5 (ред. от 13.02.96) "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства".
Характеристика упрощенной системы
В соответствии со ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения является одним из видов специального налогового режима, т.е. представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и принятый в соответствии с этим порядком федеральный закон.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие указанного выше федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации:
1) федеральных налогов (НДС, налог на операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на прибыль предприятий, налог на пользователей автодорог);
2) региональных налогов (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, налог с продаж);
3) местных налогов и сборов (налог на рекламу, земельный налог, налог с продаж)
уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги, установленные ст.9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль", со следующих видов доходов:
доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру;
доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;
доходов по иным ценным бумагам.
Эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством.
В то же время для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Кроме этого, уплата единого налога не исключает уплату и других обязательных платежей, таких, как арендная плата за землю, плата за имущество, находящееся в государственной собственности. Причем данные обязательные платежи не включаются в перечень расходов при определении совокупного дохода субъекта упрощенной системы. (Исключение составляет арендная плата за помещение, находящееся в государственной собственности и используемое в производственных целях).
Порядок ведения книги учета доходов и расходов
Что касается порядка ведения бухгалтерского учета, то организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Таким образом, бухгалтерский учет в основном сводится к ведению книги доходов и расходов.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
В то же время для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. То есть на субъектов упрощенной системы налогообложения распространяется действие Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и письма Центрального банка России от 04.10.93 N 18 (ред. от 26.02.96) "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
Итак, субъекты малого предпринимательства ведут книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.
В графе 4 "Доходы" раздела I "Доходы и расходы" отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученные безвозмездно и в виде финансовой помощи.
В графе 6 "Расходы" раздела I "Доходы и расходы" отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, о которых будет сказано далее.
Сравнение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога на вмененный доход
Показатель | Упрощенная система налогооб- ложения, учета и отчетности |
Единый налог на вмененный доход |
Порядок перехода |
Добровольный | В обязательном порядке |
Объект на- логообло- жения |
Валовая выручка или совокуп- ный доход |
Вмененный доход на очередной календарный месяц |
Порядок уплаты единого налога |
Ежеквартально нарастающим итогом с начала года в зави- симости от результатов ФХД |
Ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц |
Субъекты упрощенной системы
Так как упрощенная система налогообложения, учета и отчетности распространяется на малые предприятия, то при отнесении предприятий и организаций к категории субъектов малого предпринимательства следует руководствоваться критериями, изложенными в ст.3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно названной статье под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней (малые предприятия).
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Таким образом, предельная численность работающих для малых организаций, включая численность работающих в их филиалах и подразделениях, составляет 14 человек.
Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают:
организации, занятые производством подакцизной продукции;
организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
кредитные организации;
страховщики;
инвестиционные фонды;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
предприятия игорного и развлекательного бизнеса;
хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Одним из критериев действия упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий является предельная среднесписочная численность работников, определяемая с учетом всех их работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.
Другим критерием применения малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности является размер валовой выручки.
Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на 1-ый день квартала, в котором произошла подача заявления.
При этом под совокупным размером валовой выручки понимается сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Вновь созданные организации, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами этой упрощенной системы с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В выдаваемом малому предприятию патенте на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в графе "Объект обложения единым налогом организации - субъекта малого предпринимательства" производится запись "Валовая выручка или совокупный доход".
Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и:
стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива - стоимость формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями;
эксплуатационными расходами - расходами на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности;
стоимостью текущего ремонта - затратами на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности;
затратами на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности;
затратами на аренду транспортных средств - к транспортным средствам, в частности, относятся автомобили, суда, аппараты летательно-воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности;
расходами на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%);
стоимостью оказанных услуг;
суммой налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам;
суммой налога на приобретение автотранспортных средств;
отчислениями в государственные социальные внебюджетные фонды;
уплаченными таможенными платежами, государственными пошлинами и лицензионными сборами.
Обращаем внимание, что при расчете совокупного дохода следует иметь в виду, что законом определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода; этот перечень видов расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит. На этом основании субъектом малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при расчете совокупного дохода для целей налогообложения не подлежит применению Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.
Пример. На основании ст.2 Закона г. Москвы от 16.10.96 N 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" установлены следующие объекты налогообложения и ставки единого налога, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы, исходя из результата отношения совокупного дохода к валовой выручке.
(%)
Размер соотноше- ния |
Объект налогообложения |
Ставка в федеральный бюджет |
Ставка в городской бюджет |
Всего |
Менее 40% | Валовая выручка | 3,33 | 6,67 (3,67) | 10 (7) |
40%-45% | Совокупный до- ход |
10 | 16 | 26 |
45%-50% | Совокупный до- ход |
10 | 18 | 28 |
Свыше 50% | Совокупный до- ход |
10 | 20 | 30 |
От валовой выручки:
3,67% для юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, определенные ст.3 настоящего закона г. Москвы в качестве приоритетных, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40%;
6,67% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40% (кроме упомянутых в части 1 п.1 ст.3).
При этом ставка единого налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, установленная Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ, не меняется и составляет 3,33% от валовой выручки.
На совокупный доход:
16% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40% до 45% включительно;
18% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45% до 50% включительно;
20% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50%.
При этом ставка единого налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, установленная Федеральным законом N 222-ФЗ, не меняется и составляет 10% от совокупного дохода.
Следует обратить особое внимание на то, что в случае, когда по результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта упрощенной системы совокупный доход равен нулю (сумма затрат превышает валовую выручку), объектом обложения единым налогом является валовая выручка. Для предприятий розничной торговли, применяющих упрощенную систему, выручкой от реализации товаров является товарооборот.
При определении объекта обложения единым налогом у организаций-комиссионеров под выручкой от реализации услуг по исполнению договоров комиссии понимается сумма комиссионного вознаграждения (письмо МНС РФ от 05.07.99 N ВГ-6-02/531).
Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
Форма патента устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
Организациям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:
общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим федеральным законом (14 человек);
организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
организация своевременно сдала необходимые расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период;
в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на 1-ый день квартала, в котором произошла подача заявления, и др.
Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.
Решение о переходе организации на упрощенную систему или мотивированный отказ выносятся налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением ряда условий и наложением на организацию или индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отчетность субъектов
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет об уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
Таким образом, срок уплаты единого налога - не позднее срока представления расчета об уплате единого налога.
При превышении определенной настоящим федеральным законом предельной численности работающих налогоплательщики переходят на применявшуюся ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный квартал субъект упрощенной системы представляет в налоговый орган до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет единого налога и выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода за отчетный период.
Если превышение предельного уровня среднесписочной численности произошло в I квартале, то возврат на применявшуюся ранее систему налогообложения осуществляется начиная с III квартала. При этом последний отчет по упрощенной системе представляется за первое полугодие.
Если среднесписочная численность за первое полугодие составила более 15 человек, то переход на общепринятую систему налогообложения произойдет начиная с IV квартала. При этом последний расчет единого налога и выписка из книги учета доходов и расходов должны быть представлены до 20 октября по итогам деятельности за 9 месяцев. Если превышение предельного уровня численности было допущено за 9 месяцев и за год, то переход на общепринятую систему налогообложения должен быть осуществлен начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возврат к применявшейся ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Г.И. Рублев,
ст. госналогинспектор Управления МНС России по г. Москве
"Бухгалтерский учет", N 17, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.