Освобождаются ли жилищно-коммунальные хозяйства от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог?
Жилищно-коммунальные хозяйства ведут учет расходов по содержанию объектов жилищного фонда и коммунального хозяйства, а также доходов, поступающих в возмещение расходов, в общем порядке, установленном для учета результатов деятельности организаций при производстве продукции (работ, услуг). Общий порядок применяется с учетом отдельных особенностей, установленных письмом Минфина РФ от 29.10.93 N 118 (ред. от 03.04.96) "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве".
Порядок ведения бухгалтерского учета и исчисления налогов по предоставлению населению коммунальных услуг зависит от характера договорных отношений между жилищными организациями и предприятиями-производителями коммунальных услуг.
Возможны два варианта:
жилищные организации приобретают коммунальные услуги у их производителей и затем перепродают их населению;
жилищные организации принимают участие в расчетах в качестве посредника между населением и коммунальными службами.
Вариант I. Налогооблагаемой базой у жилищной организации является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная исходя из цен, регулируемых местными законодательными органами. На разницу в тарифах для населения предоставляются дотации из местного бюджета. В этом случае платежи граждан считаются выручкой от реализации услуг. Согласно п.33.7 инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 (ред. от 20.10.2000) "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" организации, перепродающие газ, тепло, воду, электроэнергию, сжатый воздух и тому прочее, иные организации трубопроводного транспорта уплачивают налог от разницы между продажной и покупной ценами этих товаров.
Вариант II. В ряде мест жилищно-коммунальные хозяйства не проводят операции по покупке и продаже коммунальных услуг, а участвуют только в расчетах по ним, т.е. выполняют функции сбора и перечисления денежных средств (транзитные платежи). В этом случае составляется смета расходов целевого назначения по каждому виду коммунальных услуг. В смете предусматриваются предстоящие платежи населения (целевые сборы) и их распределение между производителями коммунальных услуг (целевые расходы).
Целевые сборы и расходы учитываются на счете 86 "Целевое финансирование".
В данном случае жилищно-коммунальные хозяйства не являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог.
Фомина В. В.,
методолог ЗАО "Союзаудит"
1 сентября 2001 г.
"Бухгалтерский учет", N 17, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.