г. Казань |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А65-18655/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Файзрахманова Р.Р. (доверенность от 01.07.2013),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2013 (судья Абдуллаев А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-18655/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Агротехмашстройсервис", г. Казань (ИНН 1656020789, ОГРН 1021603063393) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань, от 17.06.2013 N 2448,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Агротехмашстройсервис", г. Казань (далее - ЗАО "Агротехмашстройсервис", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 17.06.2013 N 2448.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика. При этом налоговый орган полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012 не содержит указаний на то, что установленная в ходе судебного разбирательства рыночная стоимость принадлежащих ЗАО "Агротехмашстройсервис" земельных участков применима начиная с 01.01.2012, и инспекцией расчет земельного налога за 2012 год произведен исходя из полученных сведений от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан". По мнению налогового органа, новая кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением арбитражного суда, при исчислении земельного налога должна применяться с 01.01.2013.
От заявителя в суд кассационной инстанции до судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, что не препятствует рассмотрению дела в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованные судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 N 3843 Межрайонной ИФНС России N 19 по РТ принято решение от 17.06.2013 N 2448 о привлечении ЗАО "Агротехмашстройсервис" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 292 258 рублей. Этим же решением заявителю доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 3 132 758 рублей и начислены пени в сумме 82 106 рублей 16 копеек.
В обоснование данного решения инспекцией указано, что по состоянию на 01.01.2012 по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 составила 76 295 349 рублей, земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93 составила 426 312 476 рублей, земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94 составила 56 888 441 рубль, земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95 составила 105 214 750 рублей, а поэтому рассчитываемая из этой кадастровой стоимости сумма земельного налога должна составлять 3 132 758 рублей.
Однако заявителем по земельному участку с кадастровым номером 16:50:300144:92 применена кадастровая стоимость 20 195 000 рублей, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:300144:93 применена кадастровая стоимость 89 312 000 рублей, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:300144:94 применена кадастровая стоимость 15 445 000 рублей, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:300144:95 применена кадастровая стоимость 26 192 000 рублей, и рассчитанная из этой кадастровой стоимости сумма земельного налога составила 921 979 рублей.
Определение кадастровой стоимости спорных земельных участков явилось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А65-6101/2012, по которому решением от 13.08.2012 исковые требования заявителя были удовлетворены, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан обязана внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельных участков, указав её равной рыночной стоимости: для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 - 20 195 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93 - 89 312 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94 - 15 445 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95 - 26 192 000 рублей. Данное решение вступило в законную силу 14.09.2012.
По мнению Межрайонной ИФНС России N 19 по РТ кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012, может быть применена только с начала нового налогового периода, а именно с 01.01.2013.
Не согласившись в решением налогового органа от 17.06.2013 N 2448, ЗАО "Агротехмашстройсервис" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по РТ от 17.06.2013 N 2448, судебные инстанции исходил из того, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, а должен был руководствоваться вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012, распространив его действие с начала налогового периода 2012 года.
В рассматриваемом случае суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов и считает, что судами не было принято во внимание следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 - 20 195 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93 - 89 312 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94 - 15 445 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95 - 26 192 000 рублей с обязанием внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:300144:92, 16:50:300144:93, 16:50:300144:94, 16:50:300144:95 не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения ее в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит установление фактических обстоятельств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вопрос о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012. С учетом результатов, принимая во внимание вышеизложенные положения применения норм налогового законодательства, суду следует определить правомерность расчета земельного налога в оспариваемом решении налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А65-18655/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:300144:92, 16:50:300144:93, 16:50:300144:94, 16:50:300144:95 не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения ее в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
...
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вопрос о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012. С учетом результатов, принимая во внимание вышеизложенные положения применения норм налогового законодательства, суду следует определить правомерность расчета земельного налога в оспариваемом решении налогового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 марта 2014 г. N Ф06-3945/13 по делу N А65-18655/2013