г. Казань |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А55-7561/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Коноплевой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-7561/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Дедал-С", г. Самара (ИНН 6319114571) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, при привлечении третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Дедал-С" (далее - общество, ООО "СК "Дедал-С") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 18.01.2013 N 3/231 в предоставлении обществу в аренду земельного участка для строительства производственной базы и обязании предоставить в аренду испрашиваемый участок.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Министерства от 18.01.2013 N 3/231 в предоставлении ООО "СК "Дедал-С" в аренду земельного участка для строительства производственной базы. Суд обязал Министерство по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО "СК "Дедал-С" от 19.12.2012 N 17075 в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что заявление общества о предоставлении земельного участка в аренду соответствует требованиям, установленным земельным законодательством и Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области), кроме того, представленным обществом проектом границ земельного участка, согласно которому расстояние до уреза воды составляет 21 метр, опровергается довод Министерства о нахождении испрашиваемого участка в береговой полосе водного объекта.
В кассационной жалобе Министерства, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление от 09.11.2012 N 639) предоставление испрашиваемого земельного участка возможно исключительно на торгах, однако после обращения общества решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды не принималось, кроме того, береговая полоса предназначается для общего пользования, статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на приватизацию таких земельных участков.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "СК "Дедал-С" обратилось в Министерство с заявлением от 19.12.2012 N 17075 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9782 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Береговая, участок б/н, для строительства производственной базы, приложив к заявлению пакет документов: нотариальная копия доверенности представителя, копия паспорта представителя, проект границ земельного участка и учредительные документы.
Министерство письмом от 18.01.2013 N 3/231 ответило обществу отказом, указав, что часть испрашиваемого земельного участка входит в береговую полосу озера.
Общество, полагая, что отказ Министерства не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного регистратора как несоответствующего закону.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 8 названной нормы предусмотрено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Системный анализ статей 129, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 02.07.2013 N 15824/12, от 12.03.2013 N 14182/12, земельные участки в пределах береговой полосы обладают указанным признаком, следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Из имеющихся в деле проекта границ земельного участка следует, что испрашиваемый участок не входит в береговую полосу водного объекта, данный документ был предоставлен и Министерству с заявлением от 19.12.2012 N 17075.
В нарушении установленных в статьях 198,200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципов бремени доказывания Министерство не представило каких-либо доказательств, подтверждающих нахождение участка в границах береговой полосы.
Следовательно, отказ Министерства по основаниям, изложенным в письме от 18.01.2013 N 3/231, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем положения пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365) определяют, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Реализуя предоставленное право Правительством Самарской области, принято постановление от 09.11.2012 N 639, в котором предусмотрено, что в городском округе Самара предоставление участников для строительства возможно посредством проведения процедуры торгов.
С учетом пунктов 2.1, 2.6, 2.7 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области Министерство в целях предоставления участка без предварительного согласования обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости права аренды, принимает решение о проведении торгов, обеспечивает публикацию сообщения.
В связи с чем заявление общества подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном нормами земельного законодательства и Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области.
С учетом требований, установленных в пункте 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции в целях восстановления нарушенных прав и устранения допущенных нарушений правомерно обязали Министерство совершить определенные действия в виде рассмотрения заявления в соответствии с порядком, установленном Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, поскольку данные требования выполнены не были.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по делу N А55-7561/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушении установленных в статьях 198,200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципов бремени доказывания Министерство не представило каких-либо доказательств, подтверждающих нахождение участка в границах береговой полосы.
Следовательно, отказ Министерства по основаниям, изложенным в письме от 18.01.2013 N 3/231, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем положения пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365) определяют, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2014 г. N Ф06-3320/13 по делу N А55-7561/2013