г. Казань |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А55-3370/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчиков - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ПФ "Эластомер"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи: Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-3370/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственной фирмы "ЭЛАСТОМЕР" (ИНН 6323004444, ОГРН 1036301049773), г. Тольятти Самарской области, к УНД Главного управления МЧС России по Самарской области, г. Самара, ОНД городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский, г. Тольятти Самарской области, об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственной фирмы "ЭЛАСТОМЕР" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11 предписания УНД Главного управления МЧС России по Самарской области ОНД городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский (далее - административный орган) от 16.11.2012 N 1156/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2013 заявленные требования удовлетворены, суд обязал административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 решение суда первой инстанции от 11.09.2013 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной проверки административный орган выдал обществу предписание от 16.11.2012 N 1156/1/1 об устранении в срок до 09.06.2013, в частности, следующих нарушений обязательных требований пожарной безопасности: несущие элементы здания цеха АСК (пустотелые металлические колонны) не имеют требуемого предела огнестойкости не ниже R90 (не обработаны огнезащитным составом, увеличивающим предел огнестойкости до нормируемого), что не соответствует требованиям пункта 5.19 СНиП 21-01-97* (пункт 2 предписания); произведено изменение конструктивных объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденными в установленном порядке (устроено складское помещение в цехе АСК", что не соответствует требованиям пункта 4.3 СНиП 21-01-97* (пункт 3 предписания); несущие элементы здания гаражного помещения (колонны) пустотелые металлические колонны) не имеют требуемого предела огнестойкости не ниже R90 (не обработаны огнезащитным составом, увеличивающим предел огнестойкости до нормируемого), что не соответствует требованиям пункта 5.19 СНиП 21-01-97* (пункт 4 предписания); на путях эвакуации для покрытий пола в общих коридорах 1(го) и 2(го) этажа АБК используются материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум без сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, не промаркирован), что не соответствует требованиям пункта 6.24 СНиП 21-01-97* (пункт 5 предписания); в полу на путях эвакуации между коридором и лестничным маршем 2(го) этажа АБК допущен перепад высот менее 45 см, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 6.28 СНиП 21-01-97* (пункт 7 предписания); ширина лестничных площадок в лестничной клетке АБК менее ширины марша лестницы (фактически 1.1), что не соответствует требованиям пункта 6.31 СНиП 21-01-97* (пункт 8 предписания); ширина эвакуационного выхода из лестничного марша на 1(ом) этаже АБК менее 0,9 м (фактически 0,83 м)", что не соответствует требованиям пункта 6.29 СНиП 21-01- 97* (пункт 11 предписания).
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что указанные пункты предписания необоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.
В статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ закреплено понятие требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативными документами по пожарной безопасности признаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и т.д.
Из положений Федерального закона N 184-ФЗ следует, что в соответствии с ним принимаются федеральные законы, в том числе технические регламенты, которые устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, пожарную безопасность.
В статье 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) установлены общие требования к пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона N 384-ФЗ данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования механической безопасности; пожарной безопасности и т.д.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" разработано в развитие Федерального закона N 384-ФЗ и не имеет отношения к Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7) установлены необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* установлены общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Исходя из изложенного, требования данного СНиП подлежат выполнению не только в ходе строительства помещений, зданий, но и в процессе их эксплуатации.
Ошибочной является ссылка суда первой инстанции на нормы Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, поскольку это постановление утратило силу в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 23.04.2012).
Также необоснованной является ссылка на недействующую редакцию пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ (на редакцию этого пункта, действовавшую до вступления в силу Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), которая не подлежит применению в данном случае.
В пункте 7 оспариваемого предписания ошибочно сделана ссылка на пункт 3 ППБ 01-03, утративших силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" от 11.07.2012).
Вместе с тем, в этом же пункте предписания содержится ссылка на пункт 6.28 подлежащих применению СНиП 21-01-97*, согласно которому в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах; в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6; при высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами; на путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
В пункте 3 ППБ 01-03 имелась лишь отсылочная норма, согласно которой наряду с этими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Административный орган направил обществу определение об исправлении указанной технической ошибки.
В оспариваемом по настоящему делу предписании от 16.11.2012 N 1156/1/1, описаны нарушения, выявленные ранее (предписания от 20.03.2009 N 493/1/0469/1-42, от 13.10.2010 N 1203/1/1, от 09.11.2011 N 1212/1/1), но так и не устраненные обществом.
Доказательств того, что не имелось нарушений требований пожарной безопасности, описанных в пунктах 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11 предписания, или что эти нарушения были устранены, обществом не представлено.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А55-3370/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПФ "Эластомер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ошибочной является ссылка суда первой инстанции на нормы Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, поскольку это постановление утратило силу в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 23.04.2012).
Также необоснованной является ссылка на недействующую редакцию пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ (на редакцию этого пункта, действовавшую до вступления в силу Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), которая не подлежит применению в данном случае.
В пункте 7 оспариваемого предписания ошибочно сделана ссылка на пункт 3 ППБ 01-03, утративших силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" от 11.07.2012)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2014 г. N Ф06-4799/13 по делу N А55-3370/2013