Закон об акционерных обществах изменен и дополнен
Федеральный закон от 7.08.01 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" направлен на защиту прав и интересов акционеров. Так, ст.2 Закона "Об акционерных обществах" дополнена следующим положением: "Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества". Причем это в равной мере относится и к открытому, и к закрытому обществу. Кроме того, установлено, что в открытом обществе не допускается предоставление самому обществу или его акционерам преимущественного права на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
В то же время существенно уточнено и конкретизировано положение, регламентирующее порядок использования акционерами закрытого общества своего преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами. Его содержание приближено к тексту аналогичного положения в Законе "Об обществах с ограниченной ответственностью". Однако вопрос этот слишком сложен и на практике обеспечить акционерам ЗАО их преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, удается далеко не всегда. И если акционер ЗАО решил продать свои акции третьему лицу, то воспрепятствовать этому практически не удается. Дело в том, что ст.7 Закона не регламентирует цену реализации акций. Это позволяет акционеру-продавцу в своем письменном извещении о намерении продать акции третьему лицу указать заведомо завышенную цену с очевидным расчетом на отказ акционеров и самого общества от приобретения акций по такой цене. Эта цена будет указана в договоре продавца с покупателем, в передаточном распоряжении, а проконтролировать реальные расчеты между ними невозможно.
В прошлом нередко ущемлялись права акционеров, голосовавших на собрании против или не принимавших участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества в форме разделения или выделения: со ссылкой на ст.75 Закона у этих акционеров выкупались принадлежащие им акции. Но в действительности ст.75 предоставляет акционерам, голосовавшим против решения о реорганизации или не участвовавшим в голосовании, право требовать выкупа принадлежащих им акций, но не обязывает их к этому. Теперь такое ущемление прав акционеров невозможно: каждый акционер, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества в форме разделения или выделения, должен получить акции каждого вновь создаваемого общества пропорционально числу принадлежащих ему акций.
Законодательно закреплено очевидное, по нашему мнению, положение, в соответствии с которым конвертация обыкновенных акций в привилегированные не допускается. Устранена имевшаяся расплывчатость формулировки о кумулятивных акциях. К ним относились привилегированные акции, по которым невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд накапливался и выплачивался в неопределенном будущем - "впоследствии". Теперь определено, что если в уставе не указан срок, в течение которого должен быть выплачен накопленный дивиденд, то акции кумулятивными не являются.
Законом установлен статус дробных акций. До сих пор ни в уставе, ни в реестре акционеров дробные акции не отражались, при образовании у акционера дробных акций (а это в ряде случаев, в частности при консолидации акций, неизбежно) они подлежали выкупу обществом по рыночной стоимости. Теперь дробные акции "уравнены в правах" с целыми акциями: если в результате консолидации акций и в других случаях образуются дробные акции, то они обращаются наравне с целыми акциями. Дробная акция предоставляет акционеру права в объеме, соответствующем части целой акции. В уставе и реестре акционеров количество акций может выражаться дробным числом. Например, может быть указано: "Уставный капитал общества составляет 5 320 400 руб. и состоит из 5320,4 обыкновенной акции номинальной стоимостью 1000 руб.". Тем не менее наличие дробных акций создает на практике определенные неудобства, поэтому их образования следует по возможности избегать.
Интересам акционеров отвечают содержащиеся в Законе меры против злоупотребления эмиссией дополнительных акций, использования ее для "разводнения" уставного капитала: теперь для размещения дополнительных обыкновенных акций, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, необходимо решение общего собрания акционеров, принятое большинством в три четверти голосов (если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов).
В открытом обществе акционеры имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций. Однако в ст.40 Закона содержалось положение, в соответствии с которым по решению общего собрания (принятому простым большинством голосов) можно было лишить акционеров этого права. Теперь это положение из Закона исключено, лишить акционеров ОАО преимущественного права приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, нельзя.
Дополнениями к ст.11 и ряду других статей устранен имевшийся в законодательстве пробел: во многих АО (их более тысячи) имеется "золотая акция", т.е. специальное право Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на участие в управлении обществом, однако в Законе оно не упоминалось. Теперь в Законе четко определен статус "золотой акции".
Существенно изменена редакция ст.12 Закона, регламентирующей порядок внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава в новой редакции. Раньше практически все изменения (кроме одного - об увеличении уставного капитала) вносились по решению общего собрания. Теперь изменения могут вноситься советом директоров (наблюдательным советом) в случае принятия им решения о создании (ликвидации) филиала или представительства, а также по решению соответствующего органа об использовании в отношении общества специального права ("золотой акции").
К ст.16 Закона "Слияние обществ" сделано небольшое, но ценное дополнение: если на балансе общества, участвующего в слиянии, были собственные акции, то они погашаются. Аналогичное дополнение внесено в ст.17 в отношении акций присоединяемого общества (при реорганизации в форме присоединения). Как было, так и осталось в Законе ошибочное, по нашему мнению, положение ст.27, в соответствии с которым уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения объявленных акций. В действительности объявленные акции размещению не подлежат. Размещение ценных бумаг - это отчуждение их эмитентом первым владельцам. А отчуждение объявленных акций невозможно. Это, строго говоря, вовсе не акции, а указанный в уставе лимит, в пределах которого общество вправе размещать дополнительные акции.
Существенной и при этом весьма позитивной корректировке подверглась ст.28 "Увеличение уставного капитала". Раньше совет директоров мог принять решение об увеличении уставного капитала как путем увеличения номинальной стоимости акций, так и путем размещения дополнительных акций. Теперь решение об увеличении номинальной стоимости акций может принять только общее собрание. Это имеет принципиальное значение, поскольку в некоторых АО решением совета директоров путем увеличения номинальной стоимости акций "избавлялись" от мелких, миноритарных акционеров: при увеличении номинальной стоимости акций в 1000, 10 000 и более раз имевшиеся в них акции не давали возможности получить хотя бы одну новую акцию. Порядок принятия решения советом директоров об увеличении уставного капитала до сих пор не регламентировался Законом. В результате один из кардинальных вопросов деятельности АО мог быть решен советом директоров простым большинством голосов. В открытом АО с числом акционеров более 1000 в совете директоров обычно 7 членов, кворум для проведения заседания совета - 4 человека, решение о размещении дополнительных акций могло быть принято, если за него проголосовали 3 члена совета. Теперь Законом определено, что решение об увеличении уставного капитала может быть принято советом директоров только единогласно, причем имеется в виду единогласие всех членов совета (кроме выбывших), а не только принимавших участие в заседании.
Порядок увеличения уставного капитала дополнен существенными положениями: если уставный капитал увеличивается за счет имущества общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и др.), то образование дробных акций не допускается. При этом сумма, на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышать разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного капитала и резервного фонда, т.е. должно соблюдаться общее правило:
Ач УК + РФ,
где Ач - стоимость чистых активов общества;
УК - уставный капитал;
РФ - резервный фонд.
Существенно изменен порядок оплаты акций при учреждении АО. Ранее к моменту регистрации общества должно было быть оплачено не менее 50% уставного капитала. Теперь к моменту регистрации оплата акций не требуется. Установлено только, что не менее 50% акций, распределенных при учреждении АО, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента регистрации.
Установлен более строгий порядок оплаты акций неденежными средствами: для определения рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату акций независимо от их стоимости, обязательно привлечение независимого оценщика. Ранее привлечение независимого оценщика было обязательным, если номинальная стоимость приобретаемых акций и иных ценных бумаг превышала 200 минимальных размеров оплаты труда.
Сохранено положение, в соответствии с которым принадлежащие обществу собственные акции (они будут учитываться на счете 81 "Собственные акции (доли)") должны быть реализованы в течение года, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала. Однако неясно, в течение какого срока должно быть принято это решение. Раньше об этом сроке в Законе вообще не упоминалось, теперь установлено, что решение должно быть принято "в разумный срок". Вряд ли такую формулировку можно признать удачной.
В ст.35 Закона изменены требования к формированию резервного фонда: теперь его минимальный размер не 15%, а лишь 5% уставного капитала. Однако существенной роли резервный фонд сейчас не играет. Дело в том, что неоправданно жестко регламентируются направления его использования - только на покрытие убытков, а также погашение облигаций и выкуп акций общества при отсутствии иных источников средств. Трудно понять, чем объясняются столь жесткие ограничения. В прошлом они были оправданны, когда резервный фонд формировался на льготных условиях: на сумму отчислений в него уменьшалась облагаемая налогом прибыль. Льготы уже давно нет, а ограничения остались. Резервный фонд формируется за счет чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов, без всяких льгот, зачем же регламентировать направления его использования? Следует поступить так, как это сделано в Законе "Об обществах с ограниченной ответственностью": порядок образования и использования резервного фонда определяется уставом общества.
Рассматриваемая статья Закона дополнена важным положением, касающимся использования фонда акционирования работников общества: выручка от реализации акций, приобретенных за счет средств этого фонда, направляется на его формирование (пополнение).
Для регулирования взаимоотношений эмитентов с андеррайтерами важно дополнение, внесенное в ст.36: размер вознаграждения посредника, участвующего в размещении дополнительных акций общества путем открытой подписки, не должен превышать 10% цены размещения акций. На практике размер вознаграждения, естественно, должен быть дифференцированным: чем больше объем эмиссии, тем меньше размер вознаграждения (в процентах).
Интересам акционеров при принятии собранием решения о размещении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки отвечает дополнение, внесенное в ст.40 Закона: акционеры, голосовавшие против этого решения или не принимавшие участия в голосовании, теперь вправе участвовать в закрытой подписке и приобрести дополнительные акции пропорционально количеству принадлежащих им акций. Раньше в таких случаях им предоставлялось только право требовать выкупа принадлежащих им акций (в открытом АО).
Существенно изменен порядок выплаты дивидендов: право на выплату промежуточных дивидендов (в течение года) отменено. Это действительно разумное решение положит конец коллизиям, то и дело возникавшим в результате выплаты дивидендов по итогам полугодия, трех кварталов, если впоследствии выяснилось, что год в целом завершен с убытком.
Большое практическое значение имеет и скромная, на первый взгляд, поправка, касающаяся источника выплаты дивидендов. Ранее они выплачивались из чистой прибыли только за текущий год. Теперь это ограничение снято, источником выплаты дивидендов может быть также нераспределенная прибыль прошлых лет.
Ограничена возможность ведения реестра акционеров самим акционерным обществом. Если число акционеров - владельцев обыкновенных акций более 50 (вместо прежних 500), то держателем реестра должен быть регистратор.
Ряд существенных изменений внесен в статьи, регламентирующие компетенцию общего собрания, порядок его проведения и принятия решений. Установлено, в частности, что сообщение о проведении собрания должно быть сделано не позднее чем за 20 дней (вместо прежних 30), но если в повестке дня содержится вопрос о реорганизации общества, - за 30 дней.
До сих пор не регламентировался порядок принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру; сейчас это упущение устранено (ст.47).
Более демократичным становится порядок проведения общего собрания: раньше акционеры, имеющие в совокупности не менее 2% голосующих акций, имели право внести не более двух вопросов в повестку дня, а теперь число вопросов не ограничивается. Кроме того, эти акционеры вправе выдвинуть кандидатов в состав коллегиального исполнительного органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа (генерального директора). Ранее эти вопросы вообще не упоминались в Законе, что приводило к недоразумениям и конфликтам. Устранено также имевшееся в Законе "белое пятно" в отношении ситуации, когда отсутствовали предложения акционеров, не были выдвинуты кандидатуры и т.п.; теперь в таких случаях совет директоров вправе включать вопросы в повестку дня и кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению.
Приведен в соответствие с реальными условиями и сложившейся практикой порядок информирования акционеров о собрании и предоставления им бюллетеней: необязательно направлять им заказные письма, извещение и бюллетень могут быть вручены акционеру под роспись. Это весьма существенно для акционерных обществ, в которых значительное число акционеров одновременно являются их работниками.
Изменено положение о возможности возложения функций счетной комиссии на регистратора: в ст.56 сослагательное наклонение заменено повелительным, раньше функции счетной комиссии можно было возложить на регистратора, а теперь в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 "функции счетной комиссии выполняет регистратор".
Принципиальные изменения внесены в ст.66 "Избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества". Безусловно, правильно введенное новым Законом ограничение представительства членов исполнительного органа (правления, дирекции) в распорядительном: теперь члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более четверти (вместо прежнего большинства) состава совета. Это позволит покончить с практикой, когда исполнительный и распорядительный органы представляют одни и те же лица. Так как члены правления, одновременно являющиеся членами совета директоров, аккуратно посещают заседания совета, а остальные члены - не очень, то, не имея большинства в совете (например, 3 из 7), члены правления нередко составляли большинство на его заседаниях (например, 3 из 5). В результате одни и те же лица принимали решения в качестве членов и исполнительного, и распорядительного органа. Такой порочной практике положен конец.
Приведено в соответствие со сложившейся практикой положение о сроке функционирования совета директоров: теперь члены совета избираются не на год, как раньше, а на период до следующего годового собрания. Этот период может быть и больше, и меньше года, но если годовое собрание не было проведено в установленные сроки, то полномочия совета прекращаются, он не вправе принимать никаких решений, кроме одного - о подготовке, созыве и проведении годового общего собрания.
К сожалению, в новом тексте статьи опущено очень важное, на наш взгляд, положение - о требованиях, которые могли предъявляться к лицам, избираемым в совет директоров. Между тем это положение позволяло предотвращать возможность превращения совета в формальный орган, механически одобряющий предлагаемые ему (как правило, генеральным директором) проекты решений, из-за того что многие, а то и большинство членов совета составляли лица, которые ни по образованию, ни по опыту работы не в состоянии разобраться в существе обсуждаемых проблем.
Наконец-то решен вопрос о праве совета директоров приостанавливать полномочия генерального директора, когда в этом есть необходимость. Проблемы не возникало, если по уставу генеральный директор назначался советом директоров. Но если он назначался общим собранием, то и досрочное прекращение его полномочий было возможно только по решению собрания. Теперь же уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров приостанавливать полномочия генерального директора, назначенного общим собранием. Одновременно совет принимает решение о назначении временного директора и о проведении внеочередного общего собрания акционеров. Эти решения принимаются большинством в 3/4 голосов членов совета директоров (наблюдательного совета). Такие дополнения логичны и обоснованны, чего нельзя сказать об изменении, внесенном в ст.70 Закона, в соответствии с которым положение о коллегиальном исполнительном органе (правлении, дирекции) во всех случаях утверждается общим собранием акционеров. Может сложиться странная ситуация: правление может быть в соответствии с уставом назначено советом директоров, а положение о правлении должно утверждать собрание.
Значительно более четко и обстоятельно, чем это было ранее, регламентируется порядок принятия решений об одобрении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность отдельных акционеров (но не всех), членов совета директоров и др. Устранен имевшийся ранее пробел в содержании ст.88, касающийся предварительного утверждения годового отчета в акционерных обществах с небольшим количеством акционеров, в которых нет совета директоров (наблюдательного совета); теперь в таких обществах отчет в предварительном порядке утверждается генеральным директором.
В целом изменения и дополнения, внесенные в закон "Об акционерных обществах", устраняют целый ряд имевшихся в нем ранее неточностей и пробелов, что будет способствовать упорядочению деятельности акционерных обществ, повышению общего уровня корпоративного управления.
Закон N 120-ФЗ вступает в силу с 1 января 2002 г. (за исключением вступивших в силу изменений и дополнений в ст.48 и 49, касающихся компетенции общего собрания акционеров и порядка принятия решений общим собранием). Уставы всех акционерных обществ должны быть приведены в соответствие с новым Законом не позднее 1 июля 2002 г. Однако это не значит, что до этого срока полностью остаются в силе положения уставов акционерных обществ: до приведения их в соответствие с новым Законом они применяются только в части, не противоречащей ему.
Г. Киперман,
профессор Института микроэкономики
при Минэкономразвития России и Минпромнауки России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, октябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71