г. Казань |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А55-9827/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Игнатенко Т.В. (доверенность от 27.12.2013 N 3777),
ответчика - Емельяновой С.Н. (доверенность от 10.01.2014 N 141/10),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2013 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-9827/2013
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, от 06.02.2013 по делу N 92-5875-12/10, с участием третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Самарского филиала,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, антимонопольный орган) от 06.02.2013 по делу N 92-5875-12/10.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент с принятыми по делу судебными актами не согласился, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель полагает, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, и выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поскольку Федеральному государственному унитарному предприятию "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Самарского филиала (далее - Самарский филиал ФГУП "РТИ") переданы не полномочия, а техническая функция по приему документов на приватизацию и выдаче соответствующих договоров, подписанных уполномоченными сотрудниками Департамента, так как Самарский филиал ФГУП "РТИ" является единственной организацией на территории городского округа Самара, архив которой содержит всю информацию, касающуюся объектов капитального строительства и жилищного фонда данного городского округа. По мнению заявителя
В отзыве на кассационную жалобу УФАС России по Самарской области не согласился с доводами Департамента по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в УФАС России по Самарской области поступило обращение гражданина, содержащее сведения о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства. На основании данного обращения приказом от 04.10.2012 N 466 антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения Департаментом антимонопольного законодательства N 92-5875-12/10.
Антимонопольным органом 06.02.2013 по результатам рассмотрения дела N 92-5875-12/10 вынесено решение, которым Департамент признан нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем заключения с Самарским филиалом ФГУП "РТИ" соглашения о сотрудничестве от 17.04.2008, которым хозяйствующий субъект наделен функциями и полномочиями органа местного самоуправления по осуществлению приватизации недвижимого имущества городского округа Самара, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 2 данного решения УФАС России по Самарской области прекратило рассмотрение дела N 92-5875-12/10 в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с данным решением, Департамент оспорил его в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области и муниципальными правовыми актами городского округа Самара.
Статьей 47 Устава городского округа Самара на Департамент возложены полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, к которым относится осуществление приватизации имущества городского округа Самара в порядке, установленном законодательством.
Порядок осуществления передачи муниципального жилищного фонда в собственность граждан установлен Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда).
В соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан на территории городского округа Самара осуществляется Департаментом.
Из материалов дела усматривается, что для организации работы по приватизации муниципального жилищного фонда с использованием архивного фонда между Департаментом и Самарским филиалом ФГУП "РТИ" заключено соглашение о сотрудничестве от 17.04.2008, в соответствии с которым заявления о приватизации жилья направляются в Самарский филиал ФГУП "РТИ".
Из пояснений Самарского филиала ФГУП "РТИ" следует, что в рамках соглашения от 17.04.2008, заключенного с Департаментом, Самарский филиал ФГУП "РТИ" оказывает заинтересованным лицам услугу по комплектованию пакета документов, необходимого и достаточного для заключения договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, что также не исключает возможность заключения аналогичного договора возмездного оказания услуг по сопровождению сделки приватизации с любым третьим лицом.
Между тем, как установлено судами, Департаментом в адрес граждан-заявителей письмами сообщалось о необходимости подачи соответствующего заявления с пакетом документов в Самарский филиал ФГУП "РТИ" для осуществления приватизации занимаемого ими жилья.
В соответствии с соглашением о сотрудничестве от 17.04.2008 предусмотрено, что Самарский филиал ФГУП "РТИ" обязуется: организовать для граждан индивидуальный прием и выдачу документов по приватизации муниципального жилищного фонда в соответствии с порядком и в сроки, действующие в Самарском филиале ФГУП "РТИ"; подготавливать необходимые для приватизации муниципального жилищного фонда справки и документы с соблюдением требований Закона о приватизации жилищного фонда, в том числе проекты договоров о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации); подготавливать и направлять в Департамент для подписания проекты уведомлений об отказе в приватизации с разъяснением причин отказа; подготавливать заявителям приостановки в подготовке документов на приватизацию с разъяснением причин; направлять в департамент для подписания заявления граждан на приватизацию жилых помещений и договоры о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации) с необходимым пакетом документов.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
При данных обстоятельствах, УФАС России по Самарской области по результатам рассмотрения дела N 92-5875-12/10 обоснованно признало Департамент нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем заключения с Самарским филиалом ФГУП "РТИ" соглашения о сотрудничестве от 17.04.2008, в соответствии с которым хозяйствующий субъект наделен функциями и полномочиями органа местного самоуправления по осуществлению приватизации имущества городского округа Самара и по государственной регистрации перехода права собственности на данное недвижимое имущество, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Доводу Департамента о том, что Самарскому филиалу ФГУП "РТИ" переданы лишь технические функции по приему документов на приватизацию, которые не относятся к муниципальной услуге, предоставляемой заявителем, судами дана надлежащая оценка. При этом судебные инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 11390/09 по делу N А32-23959/2008-4/402, обоснованно пришли к выводу о том, что соглашением о сотрудничестве от 17.04.2008 на Самарский филиал ФГУП "РТИ" в нарушение антимонопольного законодательства возложены функции органа местного самоуправления по осуществлению приватизации имущества городского округа Самара. Предусмотренные в названном соглашении функции по приему и рассмотрению заявлений (обращений, писем) граждан о передаче жилых помещений в собственность, по подготовке документов по передаче жилых помещений в собственность гражданам, носят служебный вспомогательный характер, их реализация направлена на осуществление полномочий, возложенных на Департамент по оказанию муниципальной услуги по передаче муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан - нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Данные полномочия носят не технический, а организационный, служебный характер, поэтому должны выполняться соответствующим органом местного самоуправления.
Также суды правомерно отклонили довод заявителя о том, что Самарский филиал ФГУП "РТИ" является единственной организацией, осуществляющей на территории городского округа Самара выдачу технического плана, как не соответствующий действительности.
Содержание Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Передача муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность гражданам - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" не было предметом рассмотрения антимонопольным органом ввиду его принятия после вынесения оспариваемого решения.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением УФАС России по Самарской области прекратило рассмотрение дела N 92-5875-12/10 в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Предписание об устранении нарушения на основании решения антимонопольного органа Департаменту либо иным лицам не выдавалось, какие-либо обязанности на заявителя оспариваемым решением не возложены.
Таким образом, суды обосновано отказали в удовлетворении требований Департамента, поскольку заключенное им и ФГУП "РТИ" соглашение о сотрудничестве от 17.04.2008, предусматривающее необходимость обращения для получения технической документации только в Самарский филиал ФГУП "РТИ", может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 по делу N А55-9827/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводу Департамента о том, что Самарскому филиалу ФГУП "РТИ" переданы лишь технические функции по приему документов на приватизацию, которые не относятся к муниципальной услуге, предоставляемой заявителем, судами дана надлежащая оценка. При этом судебные инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 11390/09 по делу N А32-23959/2008-4/402, обоснованно пришли к выводу о том, что соглашением о сотрудничестве от 17.04.2008 на Самарский филиал ФГУП "РТИ" в нарушение антимонопольного законодательства возложены функции органа местного самоуправления по осуществлению приватизации имущества городского округа Самара. Предусмотренные в названном соглашении функции по приему и рассмотрению заявлений (обращений, писем) граждан о передаче жилых помещений в собственность, по подготовке документов по передаче жилых помещений в собственность гражданам, носят служебный вспомогательный характер, их реализация направлена на осуществление полномочий, возложенных на Департамент по оказанию муниципальной услуги по передаче муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан - нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Данные полномочия носят не технический, а организационный, служебный характер, поэтому должны выполняться соответствующим органом местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2014 г. N Ф06-4566/13 по делу N А55-9827/2013