г. Казань |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А72-6029/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярское Молоко", с. Красный Яр Красноярского района Самарской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2013 (судья Черланова Е.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А72-6029/2013
по исковому заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3", г. Ульяновск (ОГРН 1027301178200, ИНН 7325006311), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 55", г. Ульяновск (ОГРН 1027301405340, ИНН 7326012830), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 184 "Петушок", г. Ульяновск (ОГРН 1027301406912, ИНН 7326011353), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 157 "Аленушка", г. Ульяновск (ОГРН 1027301406923, ИНН 7326011346), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 91 "Снегурочка", г. Ульяновск (ОГРН 1027301176210, ИНН 7325006294), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 118", г. Ульяновск (ОГРН 1087326001740, ИНН 7326031984), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 211 "Аистенок", г. Ульяновск (ОГРН 1037301153856, ИНН 7326020164), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 171 "Изюминка", г. Ульяновск (ОГРН 1027301494406, ИНН 7325051177), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 15 "Огонек", г. Ульяновск (ОГРН 1037300984709, ИНН 7325040425), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 188", г. Ульяновск (ОГРН 1027301580668, ИНН 7328044185), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 183", г. Ульяновск (ОГРН 1027301571659, ИНН 7328041360), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 176", г. Ульяновск (ОГРН 1087328003575, ИНН 7328053038), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 153", г. Ульяновск (ОГРН 1027301490259, ИНН 7327017510), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 246", г. Ульяновск (ОГРН 1027301571571, ИНН 7328042406), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 58 "Снежок", г. Ульяновск (ОГРН 1027301181742, ИНН 7325027199), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 85 "Гвоздика", г. Ульяновск (ОГРН 1027301486838, ИНН 7327017527), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 123 "Радужка", г. Ульяновск (ОГРН 1037301320418, ИНН 7327028127) к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярское Молоко", с. Красный Яр Красноярского района Самарской области (ОГРН 1126376000398, ИНН 6376022359), при участии третьих лиц: Управления образования администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Молоко Поволжья", с. Тойси Батыревского района Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Мишар", г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Маслосыродельный завод "Сурский", р.п. Сурское Ульяновской области, открытого акционерного общества "Гагаринское молоко", г. Гагарин Смоленской области, о расторжении договоров на поставку продуктов питания молочной продукции,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 3", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида N 55", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 184 "Петушок", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 157 "Аленушка", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида N 91 "Снегурочка", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 118, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 211 "Аистенок", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 171 "Изюминка", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 15 "Огонек", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 188, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 183, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 176, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 153, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 246, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 58 "Снежок", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида N 85 "Гвоздика", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 123 "Радужка" (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярское Молоко" (далее - ответчик, ООО "Красноярское Молоко") о расторжении гражданско-правовых договоров на поставку продуктов питания молочной продукции.
Исковые требования заявлены в соответствии с пунктом 2 статьи 450, статьями 475, 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и мотивированы тем, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по гражданско-правовому договору от 24.12.2012 N 0368300000112001619-3 и поставил дошкольному образовательному учреждению продукты питания молочной группы, не соответствующие требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", что повлекло невозможность осуществления истцом обязанности по обеспечению надлежащего питания детей.
Определениями от 22.05.2013, 08.08.2013 Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования администрации города Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью "Молоко Поволжья", общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Мишар", открытое акционерное общество "Маслосыродельный завод "Сурский", открытое акционерное общество "Гагаринское молоко".
Определениями от 09.07.2013, 08.08.2013 тот же суд в порядке статьи 130 АПК РФ объединил дела N А72-6029/2013, N А72-6030/2013, N А72-6033/2013, N А72-6034/2013, N А72-6075/2013, N А72-6098/2013, N А72-6099/2013, N А72-6167/2013, N А72-6172/2013, N А72-6224/2013, N А72-6317/2013, N А72-6416/2013, N А72-6432/2013, N А72-6446/2013, N А72-6453/2013, N А72-6372/2013, N А72-8727/2013 в одно производство с настоящим делом для их совместного рассмотрения.
Решением от 12.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013, Арбитражный суд Ульяновской области исковые требования удовлетворил.
В кассационной жалобе ООО "Красноярское Молоко" просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права, в иске отказать.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что отборы проб продуктов питания молочной группы не производились у истцов по делу, в связи с чем неудовлетворительные результаты лабораторных исследований не могли быть распространены на все партии продукции; доказательства, подтверждающие надлежащее качество поставленной истцом продукции и представленные ответчиком, судами не приняты во внимание в нарушение установленных ГОСТом 26809-86 Правил приемки отбора проб продукции и подготовки проб к анализу.
В отзывах на кассационную жалобу истцы и третье лицо, Управление образования администрации города Ульяновска, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Удовлетворяя исковые требования о расторжении гражданско-правовых договоров, заключенных истцами с ответчиком на основании протокола от 24.12.2012 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, на поставку продуктов питания молочной группы дошкольным учреждениям, суды обеих инстанций признали доказанным факт существенного нарушения ответчиком обязательств по поставке товара, качество и безопасность которого должны соответствовать государственным стандартам и нормативным актам Российской Федерации.
При этом суд исходил из доказательств, представленных истцами: протоколов испытаний от 17.01.2013 N 8-16608, от 01.02.2013 N 475-17075/1, протоколов исследований от 06.02.2013 N 1245-1247, от 06.02.2013 N 194-199, от 11.02.2013 N 1331-1336, от 11.02.2013 N 1318-1323, от 11.02.2013 N 1312-1317, от 11.02.2013 N 1403, от 14.02.2013 N 227-233, от 14.02.2013 N 234-238, от 12.02.2013 N 1456-1461, от 13.02.2013 N 1518-1523, подтверждающих, что отобранная 10.01.2013, 25.01.2013, 01.02.2013, 05.02.2013, 06.02.2013, 07.02.2013, 08.02.2013 в дошкольных учреждениях N 132, 105, 50, 277, 214, 65, 38, 20, 111, 221, 222 для проверки качества продукция, поставленная ответчиком в период с 09.01.2013 по 08.02.2013, не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
Принимая во внимание принцип приоритета охраны здоровья детей, отсутствие надлежащих доказательств, опровергающих доводы истцов, а также соблюдение истцами установленного порядка расторжения договоров, суды отклонили доводы ответчика о возможности замены некачественного товара.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
В силу статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), участницей которой является Российская Федерация, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (часть 1).
Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (часть 2).
Согласно Конституции Российской Федерации жизнь человека - высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым (статьи 7, 20 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
Статьей 7 указанного закона установлены требования к продуктам переработки молока. При этом согласно части 4 этой же статьи показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении N 4 к названному закону допустимый уровень.
Гигиенические требования к производству и лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующие медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов", утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 04.10.1996 N 23, которые распространяются на все действующие, проектируемые и строящиеся предприятия молочной промышленности, включая комбинаты, заводы, цехи по производству сухих детских молочных продуктов, молочных продуктов для детей раннего возраста независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Из протоколов испытаний отобранной молочной продукции следует, что пищевые продукты не соответствуют требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
При этом лабораторными испытаниями установлено, что в пробах обнаружены бактерии группы кишечной палочки, плесень и дрожжи, содержится повышенное количество спорофинных аэробных и факультативно аэробных микроорганизмов.
При таких условиях суд пришел к правильному выводу о том, что поставленный ответчиком в дошкольные учреждения товар - молоко и молочная продукция - не соответствует требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию (Приложение N 4) по вышеуказанным показателям.
При вынесении судебных актов принято во внимание, что протоколы испытаний, выполненные федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" и государственным бюджетным учреждением Самарской области "Самарская областная ветеринарная лаборатория" Кинельский отдел являются недостоверными, поскольку в представленных протоколах не указано, какая именно продукция проходила исследование, кто ее производитель, место отбора проб продукции.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А72-6029/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
...
Из протоколов испытаний отобранной молочной продукции следует, что пищевые продукты не соответствуют требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2014 г. N Ф06-4637/13 по делу N А72-6029/2013