г. Казань |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А12-29325/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заинтересованных лиц - Прокуратуры Волгоградской области - Догадина С.В., служебное удостоверение серия ТО N 119509/1062, от МУГИ Волгоградской области - Голубевой Т.В., по доверенности от 21.06.2013 N 587,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованных лиц - Правительства Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области - извещеы надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волшебный край" и Прокуратуры Волгоградской области
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014 (председательствующий судья Смагоринская Е.Б., судьи: Пономарева Е.В., Маслова И.И.)
по делу N А12-29325/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волшебный край" (ОГРН 1053444018176, ИНН 3444120383), Волгоградская область, г. Краснослободск, к Среднеахтубинской районной Думе Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта, при участии в качестве заинтересованных лиц: Правительства Волгоградской области, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Прокуратуры Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волшебный край" (далее - ООО "Волшебный край", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области (далее - Дума) от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района" (в редакции с изменениями и дополнениями от 29.01.2013) в части нормы, устанавливающей значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере 6 для сезонных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей (значение Кдо в пункте 2.2 приложения N 4 к Решению) и не соответствующим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество и Прокуратура Волгоградской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данный судебный акт отменить, дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, общество оспаривает решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области (далее - Дума) от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района" (в редакции с изменениями и дополнениями от 29.01.2013) (далее - решение N 28/174) в части нормы, устанавливающей значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) на территории Среднеахтубинского муниципального района как противоречащего правовым основам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление N 582).
Прекращая производство по делу суд первой инстанции указал, что федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяющих размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (государственной или муниципальной собственности) к подведомственности арбитражных судов не отнесен.
Между тем, предметом заявленных требований по данному делу является признание недействующим нормативного акта органа местного самоуправления.
Согласно статье 29 и части 4 статьи 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В пункте 2.2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что если федеральным законом установлено, что нормативный акт может быть обжалован в суд или арбитражный суд, дело об оспаривании такого акта, если им затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом (статьи 29, 191 АПК РФ).
Пунктом 2.4 вышеуказанного постановления Пленума также предусмотрено, что в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного, арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявление общества подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014 по делу N А12-29325/2013 отменить, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волшебный край" и Прокуратуры Волгоградской области удовлетворить.
Дело направить в Арбитражный суд Волгоградской области для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела, общество оспаривает решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области (далее - Дума) от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района" (в редакции с изменениями и дополнениями от 29.01.2013) (далее - решение N 28/174) в части нормы, устанавливающей значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) на территории Среднеахтубинского муниципального района как противоречащего правовым основам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление N 582).
...
Пунктом 2.4 вышеуказанного постановления Пленума также предусмотрено, что в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2014 г. N Ф06-5250/13 по делу N А12-29325/2013