Учитывая, что единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, не был включен в перечень налогов, установленных Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", правомерно ли его взыскание ?
Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Введение названного Федерального закона было вызвано необходимостью снижения расходов организации по ведению учета и отчетности и исчислению налогов, а также облегчения контрольной работы налоговых органов.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивают один налог (единый) с валовой выручки (в федеральный бюджет в размере 3,33% и в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки) или с совокупного дохода (в размере 10% в федеральный бюджет и не более 20% в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет), исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетной период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единый социальный налог).
В соответствии со ст.18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства наряду с системой налогообложения в свободных экономических зонах, системой налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, системой налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции отнесена к специальным налоговым режимам.
Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.
Изданные до введения в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по вопросам, которые согласно части первой НК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности носит добровольный характер, взимание единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства является правомерным.
В.К. Мареева
1 августа 2001 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1