г. Казань |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А12-12584/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., ПетроваА.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-12584/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ткаченко" (ИНН 3443069247, ОГРН 1063443007572) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда о признании решения от 16.05.2013 незаконным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ткаченко" (далее - общество) с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 16.05.2013 об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и обязании инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 07.05.2013.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. Признано недействительным решение Инспекции от 16.05.2013 об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Суд обязал Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 07.05.2013.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, регистрирующий орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме. Ссылаются на то, что для принятия решения об отказе в государственной регистрации послужило не наличие задолженности, а то, что общество в заявлении Р16001 указало, что задолженность на момент подачи документов для государственной регистрации перед кредиторами погашена, тогда как на момент подачи заявления у общества имелась задолженность по уплате налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды в размере 13 578 руб. 87 коп.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, в связи с принятием решения от 06.07.2012 N 4 о ликвидации, участник общества в порядке, предусмотренном статьями 20 - 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), 06.07.2013 направил в Инспекцию заявление и уведомление о ликвидации.
13.07.2012 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 34 N 003614313, внесена запись о назначении ликвидатора, а также выдано свидетельство о внесении указанной записи в ЕГРЮЛ серия 34 N 003614314.
15.08.2012 в "Вестнике Государственной регистрации" размещена информация о ликвидации общества и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации.
14.11.2012 решением единственного участника общества N 5 утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
06.05.2013 решением единственного участника общества утвержден ликвидационный баланс.
В связи с завершением ликвидационной процедуры, 07.05.2013 в инспекцию ликвидатором общества сданы документы, в том числе подписанное заявителем-ликвидатором заявление "О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" по форме Р 16001.
По результатам рассмотрения заявления и представленных промежуточного и ликвидационных балансов, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, Инспекция 16.05.2013 вынесла решение об отказе в государственной регистрации.
Отказ регистрирующего органа мотивирован тем, что согласно сведениям, представленным Инспекцией общество имеет задолженность по налогам и сборам в сумме 15 477 руб. 45 коп., ввиду чего регистрирующий орган пришел к выводу, что представленные обществом документы содержат недостоверные сведения, а именно ликвидационной баланс - о сумме фактической задолженности юридического лица, а заявление - о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с кредиторами и согласовании вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими органами, на основании чего Инспекция посчитала данные документы непредставленными.
Посчитав решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды обеих инстанций указали, что к заявлению о ликвидации общества были приложены все документы, необходимые для государственной регистрации и у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает данные выводы судов соответствующими обстоятельствам дела на основании следующего.
Частью 1 статьи 21 Закона о регистрации закреплен перечень документов необходимых для представления для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 23 Закона о регистрации основанием для отказа в государственной регистрации, в том числе является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с частью 2 указанной статьи решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Из текста решения регистрирующего органа от 16.05.2013 об отказе в государственной регистрации общества следует, что инспекция посчитала недостоверным, и как следствие, непредставленным ликвидационный баланс, в связи с наличием кредиторской задолженности перед бюджетом.
В соответствии с требованиями действующего законодательства сведения будут являться недостоверными в случае их несоответствия фактическим обстоятельствам дела, а именно - не указания в ликвидационном балансе задолженности, имеющейся у заявителя.
В материалах дела имеется представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс, из содержания которого усматривается, что обществом указана кредиторская задолженность в сумме 1 186 000 руб., в число которой включена и задолженность перед бюджетом в сумме 15 477 руб.45 коп.
Следовательно, вопреки доводам регистрирующего органа материалами дела подтверждается, что ликвидационный баланс не содержит недостоверных сведений, не соответствующих обстоятельствам дела.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у регистрирующего органа предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа обществу в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
Судами обеих инстанций установлен факт соблюдения обществом порядка ликвидации, предусмотренного статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В соответствии с частью 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что обществом в "Вестник государственной регистрации" в целях публикации 15.08.2012 представлены сведения о начале процесса ликвидации, а также возможности заявления требований его кредиторами в течение 2 месяцев с момента публикации (до 15.10.2012 г.) с указанием адреса и контактного телефона.
Промежуточный ликвидационный баланс направлен в инспекцию 14.11.2012, а ликвидационный, утвержденный председателем ликвидационной комиссии 06.05.2013, представлен в инспекцию 07.05.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 224 Закона о банкротстве при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что имело место в данном случае.
Из материалов дела следует, что общество в связи с наличием задолженности перед бюджетом и иными кредиторами 16.01.2013 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2013, вынесенным в рамках дела N А12-543/2013, производство по делу прекращено в связи с невозможностью ликвидатором финансирования процедуры банкротства.
Кроме того, судами обеих инстанций правомерно указано, что Инспекция как кредитор по платежам в бюджет, уведомленный о предстоящей ликвидации, обязана была соблюсти установленный порядок предъявления требований при ликвидации в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ, однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обращении Инспекции в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке части 4 статьи 64 ГК РФ, что свидетельствует о невозможности исполнения требований инспекции как кредитора третьей очереди в порядке, установленном частью 4 статьи 63 ГК РФ, в том числе, и на момент проведения ликвидационной процедуры.
Учитывая вышеизложенное, установив факт отсутствия в представленном обществом в регистрирующий орган ликвидационном балансе недостоверных сведений, а следовательно, необоснованным факт признания его непредставленным, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о признании недействительным решения Инспекции от 16.05.2013 об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, а также в порядке восстановления нарушенного права обязании Инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 07.05.2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе фактически повторяют доводы апелляционной жалобы регистрирующего органа, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов судов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены обжалуемых судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А12-12584/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 224 Закона о банкротстве при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что имело место в данном случае.
...
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2013, вынесенным в рамках дела N А12-543/2013, производство по делу прекращено в связи с невозможностью ликвидатором финансирования процедуры банкротства.
Кроме того, судами обеих инстанций правомерно указано, что Инспекция как кредитор по платежам в бюджет, уведомленный о предстоящей ликвидации, обязана была соблюсти установленный порядок предъявления требований при ликвидации в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ, однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обращении Инспекции в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке части 4 статьи 64 ГК РФ, что свидетельствует о невозможности исполнения требований инспекции как кредитора третьей очереди в порядке, установленном частью 4 статьи 63 ГК РФ, в том числе, и на момент проведения ликвидационной процедуры."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2014 г. N Ф06-4435/13 по делу N А12-12584/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4435/13
07.02.2014 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12584/13
02.12.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10014/13
04.09.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12584/13