г. Казань |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А55-21517/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Золина И.А., служебное удостоверение,
ответчика - Стадник Д.Н., доверенность от 30.12.2013 N 11076/1,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" - Кокнаевой Е.В., доверенность от 01.04.2014,
в отсутствие:
третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 (председательствующий судья Харламов А.Ю., судьи Агеенко С.В., Горябин А.А.)
по делу N А55-21517/2013
по заявлению первого заместителя прокурора Самарской области к мэрии городского округа Тольятти о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием третьих лиц - Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп",
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Самарской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействующим утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 01.04.2009 (с изменениями, внесенными постановлениями мэрии от 26.04.2010 N 1077-п/1, от 08.12.2010 N 3602-п/1, от 30.12.2011 N 4222-п/1, от 22.05.2013 N 1623-п/1) Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.
Арбитражный суд Самарской области рассмотрел данное заявление в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле, помимо заявителя и мэрии городского округа Тольятти, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области и общество с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" (далее - ООО "Эко Рециклинг Групп").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по делу N А55-21517/2013 требования прокурора удовлетворены. Суд признал недействующим утвержденный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 01.04.2009 N 711-П/1 Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в части:
- пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - "за один календарный год", не соответствующим пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- абзаца 2 пункта 2.1 и абзаца 7 пункта 3.3, в части слов - "или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год";
- абзаца 3 пункта 2.1, в части слов - "или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25 % от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти";
- абзаца 8 пункта 3.3, в части слов - "или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25 % от объема поступивших на сортировку)" несоответствующими части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255;
- абзаца 6 пункта 3.3, в части слов - "сбору, использованию, транспортировке" не соответствующим пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255.
В кассационной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит отменить решение суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Считает, что предусмотренные пунктами 2.1 и 3.3 Порядка критерии предоставления субсидий юридическим лицам и предпринимателям на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора путем установления требований о наличии у хозяйствующего субъекта оборудования по сортировке твердых бытовых отходов, позволяющего принять объем отходов в количестве не менее объема отходов и мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения округа за один календарный год, либо договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке отходов в том же объеме, не противоречит части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) с учетом статьи 12 БК РФ, а также утвержденным Госстроем России в методических указаниях нормативам-индикаторам твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и постановлению мэра городского округа Тольятти от 02.02.1998 N 130-1/02-98 нормативам удаления и захоронения ТБО на одного человека в год, поскольку орган местного самоуправления обязан обеспечить прием всего количества ТБО, образующегося в результате жизнедеятельности населения. При этом при формировании бюджета размер субсидий на цели возмещения затрат по утилизации отходов определяется исходя из годового объема образующихся отходов и утвержденного тарифа, период действия которого в силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Установленные критерии позволяют получить субсидии и организациям, не имеющим оборудования по сортировке отходов, при условии заключения ими договора с лицензированной организацией, имеющей такое оборудование, поскольку сортировка отходов - это часть процесса утилизации отходов, наряду с переработкой отходов, и эти виды деятельности могут осуществляться разными лицами.
Сообщает также, что постановлением мэрии от 16.01.2014 N 69-п/1 абзац 6 пункта 3.3 Порядка изменен и предусматривает теперь представление претендентами на получение субсидий копии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Прокуратура Самарской области в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, полностью поддерживая выводы суда первой инстанции о том, что установленный Порядком критерий предоставления субсидий, связанный с наличием оборудования, позволяющего обеспечить прием всего объема ТБО, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа за год, является дискриминационным условием отбора, ограничивающим доступ хозяйствующих субъектов на рынок.
Выводы суда первой инстанции поддерживает в отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области. Указывает, что, установив в Порядке дискриминационные условия для выделения субсидий хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке обращения с отходами, мэрия, являясь потребителем таких услуг, определяет и состав субъектов рынка, устраняя добросовестную конкуренцию, чем в частности, были нарушены права ООО "Эко Рециклинг Групп". Установленные Порядком критерии наличия оборудования, позволяющего переработать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения за год, ведет к увеличению концентрации на рынке, сокращению числа участников рынка и возникновению ситуации, когда соответствующую деятельность сможет осуществлять только один субъект. Считает обоснованным вывод суда о том, что хозяйствующий субъект, заключая договор с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию отходов, перестает быть производителем услуги, при этом установление данного критерия влечет оплату услуг такой организации, фактически оказавшей услуги, иной организацией, за счет полученной субсидии. Сообщает, что внесение мэрией городского округа Тольятти 30.12.2011 изменений в Порядок от 01.04.2009, которыми были установлены критерии предоставления субсидий в зависимости от наличия оборудования либо заключения договора с лицензированной организацией, были предметом рассмотрения Управления Федеральной антимонопольной службы, по результатам которого было принято решение от 26.07.2013 о нарушении мэрией требований пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с вынесением предписания об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 данное предписание признано законным. Мэрия письмом от 12.02.2014 сообщила, что постановлением от 10.02.2014 внесены изменения в Порядок, утвержденный постановлением от 01.04.2009 N 711-п/1, исключающие критерии предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации отходов.
ООО "Эко Рециклинг Групп" в отзыве на кассационную жалобу также просит отказать в ее удовлетворении, поддерживая выводы суда первой инстанции, а также решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26.07.2013. Введенные оспоренным Порядком критерии для получения субсидий не позволили обществу получить из муниципального бюджета плату за оказанные в 2012 году услуги по утилизации отходов в виде субсидии, в то время как оплата услуг другого хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества "Завод по переработке твердых бытовых отходов" - была произведена путем предоставления субсидии.
В судебном заседании представитель мэрии поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Пояснил, что решение суда не оспаривается в части признания недействующим оспоренного Порядка по мотивам несоответствия его законодательству о лицензировании, оспаривает только выводы о нарушении требования законодательства о конкуренции. Представители прокурора и ООО "Эко Рециклинг Групп" просят отказать в удовлетворении жалобы по мотивам, изложенным в отзывах на кассационную жалобу.
Проверив законность обжалованного решения, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов, пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Предметом спора является законность отдельных положений Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 01.04.2009 N 711-п/1 (с изменениями, внесенными постановлениями мэрии от 26.04.2010 N 1077-п/1, от 08.12.2010 N 3602-п/1, от 30.12.2011 N 4222-п/1, от 22.05.2013 N 1623-п/1).
Суд первой инстанции установил, что оспоренный нормативный акт принят уполномоченным органом местного самоуправления и опубликован в установленном порядке. Из содержания нормативного акта следует, что он затрагивает законные права и интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке обращения отходов потребления, в связи с чем спор правомерно рассмотрен арбитражным судом по заявлению прокурора (статьи 29, 52, 53, 191, часть 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Утвержденный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 01.04.2009 N 711-п/1 Порядок регулирует механизм предоставления из городского бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти. Порядок определяет понятие утилизации отходов (специальная обработка отходов (обезвреживание, сортировка, переработка, захоронение) с целью превращения их в инертный (нейтральный) вид, не оказывающий вредного влияния на экологию), категории юридических лиц, имеющих право на возмещение затрат за счет субсидий, цели и условия субсидирования, механизм определения размера субсидии, состав документов, представляемых для получения субсидии, периодичность выплат субсидий, отчетность получателей субсидии и последствия нецелевого использования средств.
В частности, Порядок предусматривает:
пункт 2.1 - условием предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования:
- по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год;
- по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющего снизить объем отходов, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, или договор с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти;
пункт 3.3 - претенденты на получение субсидий представляют в департамент следующие документы:
- расчет затрат на утилизацию твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти (приложение N 1 к договору субсидии);
- копию Устава юридического лица;
- копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет в налоговом органе;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- копию лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов с приложением на право осуществления действий, связанных с использованием твердых коммунальных отходов;
- справку о наличии оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год (приложение N 3 к Порядку предоставления субсидий не приводится), или копия договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год;
- справку о наличии оборудования по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти после сортировки, позволяющего снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку (приложение N 4 к Порядку предоставления субсидий не приводится), или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку.
Данные положения (пункты 2.1 и 3.3 Порядка) были оспорены прокурором, как противоречащие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 1 статьи 78 БК РФ, Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положению о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения Порядка, предусматривающие возможность предоставления субсидий хозяйствующему субъекту на основании заключенного им договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке либо переработке отходов противоречит части 1 статьи 78 БК РФ, предусматривающей возможность субсидирования только затрат или неполученных доходов только лицам, непосредственно являющимся производителем услуги.
Суд также указал, что в соответствии с изменением законодательства, регулирующего лицензирование лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, со вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, деятельность по сбору, использованию и сортировке отходов, по транспортировке отходов не лицензируется. В связи с этим суд признал недействующими положения Порядка в части, предусматривающей в качестве критерия для получения субсидии наличие и представление копии договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора либо договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке таких отходов. По тем же основаниям признан недействующим абзац 6 пункта 3.3 Порядка в части, обязывающей представить в целях получения субсидии копию лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке отходов.
Суд также пришел к выводу о том, что закрепленный Порядком критерий получения субсидии в виде наличия у хозяйствующего субъекта специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа за один календарный год ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок по утилизации отходов, учитывая, что мэрия оплачивает услуги по утилизации и является потребителем таких услуг. Данный критерий для получения субсидии позволяет мэрии, как заказчику, определять состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, устраняя добросовестную конкуренцию. Суд признал недействующим абзац 2 пункта 2.1 и абзац 7 пункта 3.3 Порядка в части включения в критерий для определения лиц, имеющих право на получение субсидии, слов "за один календарный год" как противоречащий пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции устанавливает специальные основания для признания недействующим нормативного акта, полностью или частично противоречащего антимонопольному законодательству. Такой нормативный акт может быть признан недействующим и в том случае, если он формально соответствует требованиям нормативных актов, имеющих высшую силу, но создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. В частности, часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Такими актами, в частности, являются акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; устанавливающие для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В данном случае, как следует из оспоренного прокурором Порядка, из местного бюджета предоставляются субсидии лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти и осуществления деятельности по утилизации (специальной обработке отходов путем обезвреживания, сортировки, переработки, захоронения) твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти. При этом бюджетные средства предоставляются в целях возмещения затрат, понесенных указанным лицами. Однако размер субсидий определяется путем умножения установленного "тарифа утилизации" на объем твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, исчисленный как произведение среднего количества твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, сложившегося на территории городского округа Тольятти, в соответствии с действующим нормативом удаления и захоронения твердых отходов потребления на одного человека в год для муниципального, частного (кроме индивидуальных жилых домов) жилищного фонда. Фактически путем предоставления субсидии муниципальное образование не возмещает затраты лиц, осуществляющих обработку отходов потребления, а оплачивает оказанные такими лицами услуги. Соответственно, является обоснованным довод антимонопольного органа о том, что мэрия в данном случае является потребителем (заказчиком) услуг по утилизации отходов. При этом для оплаты таких услуг из местного бюджета мэрия избрала не предусмотренный статьей 72 БК РФ способ осуществления закупок услуг для осуществления муниципальных нужд, а предоставление субсидий производителям услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров оказанием услуг, как это предусмотрено статьей 78 БК РФ. Избрав данный способ оплаты услуг, оказываемых на рынке утилизации отходов потребления, мэрия, являясь по сути заказчиком таких услуг, установила критерии оплаты услуг, увязывающего получение платы за оказанные услуги с наличием у хозяйствующего субъекта специального оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, позволяющего принять весь объем бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения всего городского округа за год. Таким образом, возможность получения платы за оказанные услуги поставлена не в зависимость от объема фактически оказанных услуг, а в зависимость от производственных мощностей хозяйствующего субъекта. Данное условие правомерно квалифицировано судом первой инстанции как дискриминационное, устанавливающее не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам в целях получения платы за оказанные услуги, а также устанавливающие для приобретателя услуг (самой мэрии) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги. Суд правомерно усмотрел в данных положениях Порядка нарушение антимонопольного законодательства, поскольку ими установлены необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности субъектами рынка обращения отходов на территории городского округа.
Суд также правомерно указал, что избранный мэрией способ оплаты услуг по утилизации отходов путем предоставления субсидий не позволяет предоставлять бюджетные средства лицам, не являющимся непосредственными производителями услуг, данный вывод не противоречит диспозиции статьи 78 БК РФ.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованного решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по делу N А55-21517/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции устанавливает специальные основания для признания недействующим нормативного акта, полностью или частично противоречащего антимонопольному законодательству. Такой нормативный акт может быть признан недействующим и в том случае, если он формально соответствует требованиям нормативных актов, имеющих высшую силу, но создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. В частности, часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Такими актами, в частности, являются акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; устанавливающие для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В данном случае, как следует из оспоренного прокурором Порядка, из местного бюджета предоставляются субсидии лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти и осуществления деятельности по утилизации (специальной обработке отходов путем обезвреживания, сортировки, переработки, захоронения) твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти. При этом бюджетные средства предоставляются в целях возмещения затрат, понесенных указанным лицами. Однако размер субсидий определяется путем умножения установленного "тарифа утилизации" на объем твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, исчисленный как произведение среднего количества твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, сложившегося на территории городского округа Тольятти, в соответствии с действующим нормативом удаления и захоронения твердых отходов потребления на одного человека в год для муниципального, частного (кроме индивидуальных жилых домов) жилищного фонда. Фактически путем предоставления субсидии муниципальное образование не возмещает затраты лиц, осуществляющих обработку отходов потребления, а оплачивает оказанные такими лицами услуги. Соответственно, является обоснованным довод антимонопольного органа о том, что мэрия в данном случае является потребителем (заказчиком) услуг по утилизации отходов. При этом для оплаты таких услуг из местного бюджета мэрия избрала не предусмотренный статьей 72 БК РФ способ осуществления закупок услуг для осуществления муниципальных нужд, а предоставление субсидий производителям услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров оказанием услуг, как это предусмотрено статьей 78 БК РФ. Избрав данный способ оплаты услуг, оказываемых на рынке утилизации отходов потребления, мэрия, являясь по сути заказчиком таких услуг, установила критерии оплаты услуг, увязывающего получение платы за оказанные услуги с наличием у хозяйствующего субъекта специального оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, позволяющего принять весь объем бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения всего городского округа за год. Таким образом, возможность получения платы за оказанные услуги поставлена не в зависимость от объема фактически оказанных услуг, а в зависимость от производственных мощностей хозяйствующего субъекта. Данное условие правомерно квалифицировано судом первой инстанции как дискриминационное, устанавливающее не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам в целях получения платы за оказанные услуги, а также устанавливающие для приобретателя услуг (самой мэрии) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги. Суд правомерно усмотрел в данных положениях Порядка нарушение антимонопольного законодательства, поскольку ими установлены необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности субъектами рынка обращения отходов на территории городского округа.
Суд также правомерно указал, что избранный мэрией способ оплаты услуг по утилизации отходов путем предоставления субсидий не позволяет предоставлять бюджетные средства лицам, не являющимся непосредственными производителями услуг, данный вывод не противоречит диспозиции статьи 78 БК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2014 г. N Ф06-5226/13 по делу N А55-21517/2013