Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2014 г. N Ф06-5226/13 по делу N А55-21517/2013

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции устанавливает специальные основания для признания недействующим нормативного акта, полностью или частично противоречащего антимонопольному законодательству. Такой нормативный акт может быть признан недействующим и в том случае, если он формально соответствует требованиям нормативных актов, имеющих высшую силу, но создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. В частности, часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Такими актами, в частности, являются акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; устанавливающие для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В данном случае, как следует из оспоренного прокурором Порядка, из местного бюджета предоставляются субсидии лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти и осуществления деятельности по утилизации (специальной обработке отходов путем обезвреживания, сортировки, переработки, захоронения) твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти. При этом бюджетные средства предоставляются в целях возмещения затрат, понесенных указанным лицами. Однако размер субсидий определяется путем умножения установленного "тарифа утилизации" на объем твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, исчисленный как произведение среднего количества твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, сложившегося на территории городского округа Тольятти, в соответствии с действующим нормативом удаления и захоронения твердых отходов потребления на одного человека в год для муниципального, частного (кроме индивидуальных жилых домов) жилищного фонда. Фактически путем предоставления субсидии муниципальное образование не возмещает затраты лиц, осуществляющих обработку отходов потребления, а оплачивает оказанные такими лицами услуги. Соответственно, является обоснованным довод антимонопольного органа о том, что мэрия в данном случае является потребителем (заказчиком) услуг по утилизации отходов. При этом для оплаты таких услуг из местного бюджета мэрия избрала не предусмотренный статьей 72 БК РФ способ осуществления закупок услуг для осуществления муниципальных нужд, а предоставление субсидий производителям услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров оказанием услуг, как это предусмотрено статьей 78 БК РФ. Избрав данный способ оплаты услуг, оказываемых на рынке утилизации отходов потребления, мэрия, являясь по сути заказчиком таких услуг, установила критерии оплаты услуг, увязывающего получение платы за оказанные услуги с наличием у хозяйствующего субъекта специального оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, позволяющего принять весь объем бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения всего городского округа за год. Таким образом, возможность получения платы за оказанные услуги поставлена не в зависимость от объема фактически оказанных услуг, а в зависимость от производственных мощностей хозяйствующего субъекта. Данное условие правомерно квалифицировано судом первой инстанции как дискриминационное, устанавливающее не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам в целях получения платы за оказанные услуги, а также устанавливающие для приобретателя услуг (самой мэрии) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги. Суд правомерно усмотрел в данных положениях Порядка нарушение антимонопольного законодательства, поскольку ими установлены необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности субъектами рынка обращения отходов на территории городского округа.

Суд также правомерно указал, что избранный мэрией способ оплаты услуг по утилизации отходов путем предоставления субсидий не позволяет предоставлять бюджетные средства лицам, не являющимся непосредственными производителями услуг, данный вывод не противоречит диспозиции статьи 78 БК РФ."

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2014 г. N Ф06-5226/13 по делу N А55-21517/2013