г. Казань |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А65-16284/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Кронберг М.С., доверенность от 16.08.2013,
ответчика - Гурьянова А.А., доверенность от 13.01.2014 N 2.2-44/00138,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройТехПоставка", г. Альметьевск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-16284/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройТехПоставка" (ИНН 1644023023, ОГРН 1021601625891), г. Альметьевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройТехПоставка" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности от 03.06.2013 N 25568.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2013 заявленное требование удовлетворено, решение налогового органа признано недействительным, на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перерасчета его налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А65-16284/2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2013 отменено, в удовлетворении заявленных заявителем требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройТехПоставка" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А65-16284/2013 отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:45:05 01 03:236, общей площадью 23 319 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, ул. Нефтебаза, д. 14, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2011 серии 16-АК N 177724.
24.01.2013 заявитель представил в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с суммой налога к уплате в размере 206 923 руб. В качестве налоговой базы заявителем была применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 13 794 883 руб., установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 по делу N А65-11530/2012.
Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом 29.03.2012 от Управления Росреестра по Республике Татарстан, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляла 42 438 015 руб., налоговый орган направил в адрес заявителя требование от 04.02.2013 N 81824 о внесении изменений в налоговую отчетность.
В ответ на данное требование заявитель представил в налоговый орган копию указанного решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 по делу N А65-11530/2012 и копию кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 27.07.2012.
По результатам проверки налоговый орган 05.04.2013 составил акт камеральной налоговой проверки N 21975.
Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган принял решение от 03.06.2013 N 25568, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 85 929 руб. 40 коп. Кроме того, данным решением заявителю был доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 429 647 руб. и пени в размере 25 668 руб. 47 коп.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 25.06.2013 N 2.14-0-18/013751@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа - без изменения и утверждено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием.
Арбитражный суд удовлетворил заявленные требования заявителя.
Апелляционная инстанция, отменяя решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2013, пришла к выводу о том, что установленная решением суда по делу N А65-11530/2012 рыночная стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вынесения судебного акта в законную силу.
Коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Налоговым кодексом Российской Федерации. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 по делу N А65-11530/2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 13 794 883 руб. Решение суда по делу N А65-11530/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 27.07.2012. Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 27.07.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102. Данный вывод также изложен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012.
В связи с чем выводы суда апелляционной инстанции несостоятельны, постановление подлежит отмене.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит установление фактических обстоятельств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам представить расчет земельного налога с учетом вышеуказанного применения норм законодательства, определяющих сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период и, в соответствии с требованиями закона, вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А65-16284/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 по делу N А65-11530/2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 13 794 883 руб. Решение суда по делу N А65-11530/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 27.07.2012. Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 27.07.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102. Данный вывод также изложен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2014 г. N Ф06-4823/13 по делу N А65-16284/2013