О законодательстве в части производства
и оборота непищевой спиртосодержащей продукции
В соответствии с подпунктами 2 и 3 п.1 ст.183 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогообложению акцизами не подлежат реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья и реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организациям только по специальным разрешениям на поставку такой продукции и только в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Основные термины, порядок и критерии определения спиртосодержащей продукции (денатурированной, пищевой или непищевой) должны быть отражены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).
Многие специалисты налоговых органов считают, что действие Закона не должно распространяться на деятельность граждан (физических лиц), связанную с производством продукции, содержащей этиловый спирт, не для целей сбыта, а также на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственных, лечебно-профилактических средств (включая гомеопатические препараты), изготовляемых аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитых в емкости не более 100 мл. Действие этого Закона не должно также распространяться на деятельность организаций, связанную:
- с производством препаратов ветеринарного назначения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитых в емкости не более 100 мл;
- с производством и оборотом спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и разлитой в емкости не более 270 мл;
- с дальнейшей переработкой и (или) использованием для технических целей спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующих нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенных в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
- с производством и оборотом спиртосодержащих товаров бытовой химии в аэрозольной упаковке;
- с производством и оборотом спиртосодержащей денатурированной продукции в потребительской таре (упаковке), прошедшей государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и допущенной к розничной реализации населению;
- с производством и оборотом спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 1,6% и менее объема готовой продукции.
Кроме того, по оценкам экспертов спиртовой промышленности, необходимо изменить многие термины, используемые в Законе. Так, по их мнению, следует использовать нижеприведенные термины:
этиловый спирт - спирт из пищевого или непищевого сырья с его объемной долей не менее 80%, произведенный методами спиртового брожения либо гидратации этилена с последующей перегонкой, ректификацией, абсолютизацией или без них;
спирт этиловый денатурированный (денатурат) - этиловый спирт с его объемной долей не менее 80%, содержащий добавки специальных веществ, наличие которых исключает его использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
спиртосодержащая денатурированная продукция - непищевая продукция, содержащая этиловый спирт от 1,5 до 80% включительно своего объема и добавки специальных веществ, наличие которых исключает ее использование для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также населением в качестве таковой, включая продукцию, произведенную с использованием денатурированных спиртов;
спиртосодержащая продукция - спиртосодержащая непищевая, в том числе денатурированная, и спиртосодержащая пищевая продукция;
спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 80% включительно объема готовой продукции (в том числе непищевые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных) или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта.
Одновременно с этим, по мнению некоторых специалистов налоговых органов, в Законе необходимо закрепить порядок установления квот на закупку этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, а также головной фракции этилового спирта и определить направления их использования. В частности, предлагается установить единый порядок специальных защитных мер в отношении поступающей в розничную продажу алкогольной продукции, квоты использования этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, а также головной фракции этилового спирта для собственного производства другой продукции и квоты на закупку и (или) использование этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, необходимых для обеспечения потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации в этих видах продукции.
Распределение квот на закупку и (или) использование этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, между организациями производится исходя из утвержденного общего объема квот закупки и (или) использования и установленного Правительством РФ порядка их распределения.
Кроме того, необходимо предусмотреть норму, согласно которой закупка этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, а также головной фракции этилового спирта (за исключением продукции, расфасованной в потребительскую тару, а также спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 9% объема готовой продукции) разрешается только по квотам закупки. Поставки этилового спирта для удовлетворения потребностей субъекта Российской Федерации осуществляются в пределах квот закупки, установленных данному субъекту Российской Федерации. Потребление этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, а также головной фракции этилового спирта для собственного производства другой продукции разрешается только по устанавливаемым квотам использования; внешнеторговые поставки и закупки этилового спирта, спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, а также головной фракции этилового спирта осуществляются только уполномоченными Правительством РФ государственными унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51% акций (долей) и которые имеют соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности.
Кроме того, квоты на закупку и (или) использование этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, должны определяться исходя из баланса их производства и потребления с учетом заявленных потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и организаций, а квоты на закупку и (или) использование головной фракции этилового спирта должны определяться исходя из объемов производства этилового спирта и предусматривают направление ее преимущественно для выработки этилового спирта.
Сами квоты на закупку и (или) использование этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, а также головной фракции этилового спирта должны выдаваться организациям при наличии предусмотренных законом лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности. При установлении квот на закупку требование о наличии лицензии не должно распространяться на организации, использующие этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию и головную фракцию этилового спирта для производственно-технических целей и не являющиеся производителями этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
А теперь несколько слов о правилах получения квот. В идеальном виде первоочередное право на получение квот закупки и (или) использования этилового спирта и спиртосодержащей продукции будут иметь организации, работающие по ресурсосберегающим, экологически безопасным технологиям. Сам порядок определения квот на закупку и (или) использование этилового спирта, спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, и головной фракции этилового спирта должен устанавливаться Правительством РФ.
Организации, имеющие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, оговоренных этим Законом, обязаны представлять декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных) и алкогольной продукции.
При этом организации, осуществляющие закупку этилового спирта (в том числе денатурированного), спиртосодержащей (в том числе денатурированной) продукции, а также головной фракции этилового спирта в соответствии с выделенными квотами, должны представлять декларации об использовании данной продукции. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иные органы и организации, получающие и распределяющие квоты на закупку и (или) использование этилового спирта (в том числе денатурированного), спиртосодержащей (в том числе денатурированной) продукции, а также головной фракции этилового спирта, должны представлять декларации о распределении и использовании этих квот.
Теперь о видах деятельности, подлежащих лицензированию. Деятельность по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных), алкогольной продукции (за исключением розничной продажи спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую тару для розничной торговли), а также по внешнеторговым закупкам и поставкам головной фракции этилового спирта осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми данный субъект, выдавший лицензию, имеет соответствующие соглашения.
В настоящее время лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупку, хранение и внешнеторговую поставку этилового спирта, спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных), головной фракции этилового спирта и алкогольной продукции;
хранение этилового спирта, спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных) и алкогольной продукции;
закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции;
внешнеторговую поставку этилового спирта, спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных), головной фракции этилового спирта и алкогольной продукции;
внешнеторговую закупку, хранение и поставки этилового спирта, спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных), головной фракции этилового спирта и алкогольной продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе денатурированной);
внешнеторговую закупку, хранение и использование этилового спирта и спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированных) для собственного производства других видов продукции;
розничную продажу алкогольной продукции.
При этом лицензия на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции распространяется только на спиртосодержащую непищевую подакцизную продукцию.
Необходимо особо подчеркнуть, что лицензии на производство и оборот произведенного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее определенным требованиям, установленным в Законе.
Необходимо отметить, что федеральные лицензии выдаются только:
на оборот этилового спирта, головной фракции этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции;
на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Региональными являются лицензии, выдаваемые:
на производство и оборот этилового спирта для технических нужд из этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, конфискованных согласно ст.25 Закона;
на производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции из этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая была конфискована.
Таким образом, Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" нуждается в доработке, и соответствующие изменения уже направлены группой депутатов в соответствующие комитеты Государственной Думы.
Д.А. Горшков
"Налоговый вестник", N 8, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1