г. Казань |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А65-18708/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Батыршиной Л.М., доверенность от 05.08.2013,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А65-18708/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - заявитель, общество, ОАО "Комбытсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании решения от 14.06.2013 N 2443 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014, заявление общества удовлетворено. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:090313:7, общей площадью 6830 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5.
Обществом в налоговый орган 30.01.2013 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 322 999 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной (36 704 420 руб.), установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно, поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по Республике Татарстан, изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка 16:50:090313:7 на основании решения суда внесены 03.08.2012, в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы по земельному налогу за 2012 год на 58 037 379 руб.
По мнению инспекции в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 94 741 799 руб., утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а, не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
По результатам проверки налоговым органом 14.06.2013 вынесено решение N 2443, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 102 145,80 руб. Также обществу доначислена недоимка по земельному налогу за 2012 год в размере 510 729 руб. и пени в размере 36 863,95 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.07.2013 N 2.14-0-18/016407@ решение инспекции оставлено без изменения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции указали, что установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 рыночная стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога с начала налогового периода, в котором вступил в законную силу судебный акт.
Коллегия не может согласиться с указанными выводами судебных инстанций, исходя из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 36 704 420 руб.
Решение суда по делу N А65-10229/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 03.08.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 03.08.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит установление фактических обстоятельств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам представить расчет земельного налога с учетом вышеуказанного применения норм законодательства, определяющих сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период и, в соответствии с требованиями закона, вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу N А65-18708/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 36 704 420 руб.
...
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2014 г. N Ф06-5406/13 по делу N А65-18708/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2015 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18708/13
10.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18708/13
22.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5406/13
29.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23053/13
11.11.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18708/13