г. Казань |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А55-10055/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовым К.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Канаева В.Г. (доверенность от 17.04.2014 N 13)
заинтересованного лица - Аладина В.Ю. (доверенность от 30.12.2013 N 12-8873),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-10055/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти", (ОГРН 1106324008284), Самарская область, г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра), изложенного в сообщении от 12.02.2013 N 09/116/2012-515, в государственной регистрации права собственности на сооружение - камера переключения (лит. С1), расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, юго-восточнее здания по ул. Республиканская, 12, и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на указанное сооружение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия городского округа Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что заявленный на государственную регистрацию объект является только частью сооружения - комплектной канализационной подстанции, в связи с чем не может быть признан самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат регистрации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между мэрией городского округа Тольятти и муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти" (далее - Предприятие) заключен договор аренды земельного участка от 09.12.2008 N 1848, по условиям которого Предприятию в аренду сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301104:529, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, на пересечении ул. Гидростроевской и ул. Республиканской, для строительства комплектной канализационной станции (подземной) с сетями инженерно-технического обеспечения.
На основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 15.02.2010 N 352-1/П Департаментом градостроительной деятельности и землепользования мэрии городского округа Тольятти Предприятию выдано разрешение от 26.02.2010 N RU63302000-103 на строительство комплектной канализационной насосной станции (подземной) с сетями инженерно-технического обеспечения на пересечении ул. Гидростроевской и ул. Республиканской в Центральном районе г. Тольятти.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 20.10.2010 N 2339-п/1 Предприятие приватизировано путем преобразования в Общество.
Обществу в уставный капитал передан имущественный комплекс Предприятия в соответствии с приложением N 1 к постановлению на общую сумму 1 730 975 700 руб., в том числе затраты на строительство комплектной канализационной насосной станции (подземной) с сетями инженерно-технического обеспечения по адресу: пересечение ул. Гидростроевской и ул. Республиканской, отраженные в пунктах 4.1.48-4.1.52 приложения N 1 к постановлению мэрии от 20.10.2010 N 2339-п/1. При этом указанные затраты на строительство не вошли в приложение N 3 "Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса".
На основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 17.02.2011 N 448-п/1 Обществу выдано разрешение от 17.02.2011 N RU 63302000-154 на ввод в эксплуатацию объекта - комплектной канализационной станции (подземной) с сетями инженерно-технического обеспечения: комплектной канализационной насосной станции (подземной) N 10 (лит. С); камеры переключения (лит. С1); напорной канализации (лит. Кн1-Кн3, Кн2-Кн3, Кн3-Кн4); канализации (лит. К1-К2, К2-К3, К2-К4), расположенной юго-западнее здания, по адресу: ул. Республиканская, 12.
Согласно кадастровому паспорту здания, сооружения, объекта незавершенного строительства по стоянию на 21.02.2012 сооружение - камера переключения (лит. С1), местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, юго-восточнее здания, имеющего адрес: ул. Республиканская, 12, поставлено на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:09:0301104:1443.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 02.10.2012 о регистрации права собственности на камеру переключения (лит. С1), расположенную по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, юго-восточнее здания по ул. Республиканская, 12.
К заявлению были приложены: разрешение на строительство от 26.02.2010 N RU 63302000-103; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.02.2011 N RU 63302000-154.
Уведомлением от 15.10.2012 государственная регистрация была приостановлена по причине не представления заявителем документов, подтверждающих сведения о передаче Обществу в порядке приватизации в составе имущества прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.12.2008 N 1848.
Мэрия городского округа Тольятти письмом от 22.11.2012 сообщила, что права по договору аренды земельного участка в полном объеме перешли к Обществу в связи с преобразованием Предприятия.
Сообщением от 12.02.2013 N 09/116/2012-515 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права на основании абзацев 10, 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), со ссылкой на то, что спорное сооружение отсутствует в перечне объектов недвижимого имущества, передаваемого Обществу в порядке приватизации.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к выводу о том, что спорный объект был включен в состав приватизированного имущества Предприятия.
Суды признали, что для проведения государственной регистрации Обществом были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы, подтверждающие факт создания спорного объекта правопредшественником Общества на предоставленном для этих целей земельном участке, а также документы, подтверждающие переход права на объект в порядке правопреемства.
В пункте 11 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Основанием правопреемства является совокупность юридических фактов, к которым относятся решение о реорганизации, договор, передаточный акт и факт исключения из государственного реестра присоединенного юридического лица.
В соответствии с пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета.
Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного баланса не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 в приложениях к плану приватизации, являющихся его неотъемлемой частью, указывается перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, и иных объектов, не подлежащих приватизации, либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору.
В соответствии с приложением N 3 к постановлению мэрии от 20.10.2010 N 2339-п/1 утвержден пообъектный перечень государственного имущества Предприятия, для которого действующим законодательством предусмотрены ограничения на приватизацию.
Спорное имущество в названном перечне государственного имущества не указано.
При этом данный объект вошел в уставный капитал Общества при приватизации Предприятия как затраты на строительство комплектной канализационной станции (подземной) с сетями инженерно-технического обеспечения, строительство указанного объекта было завершено Обществом и данный объект был введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что Общество приобрело право собственности на спорный объект недвижимости на основании пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный объект не является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат регистрации, судебной коллегией отклоняется.
Из материалов дела следует, что спорный объект - камера переключения (лит. С1) представляет собой колодец, в котором установлены задвижки, необходимые для распределения стоков по ниткам канализации, входит в состав комплектной канализационной станции (подземной) с сетями инженерно-технического обеспечения. В указанный состав также вошли сооружения: комплектная канализационная насосная станция (подземная) N 10 (лит. С); напорная канализация (лит. Кн1-Кн3, Кн2-Кн3, Кн3-Кн4); канализация (лит. К1-К2, К2-К3, К2-К4), на которые вступившими в законную силу судебными актами по делам N А55-10021/2013, А55-10023/2013, А55-10053/2013 на Управление Росреестра возложена обязанность по государственной регистрации права собственности Общества.
Таким образом, судами была определена возможность существования указанных сооружений в качестве самостоятельных объектов недвижимости в составе комплектной канализационной станции, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект (камеру переключения), входящий в состав этой же технологической линии, не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А55-10055/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 в приложениях к плану приватизации, являющихся его неотъемлемой частью, указывается перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, и иных объектов, не подлежащих приватизации, либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору.
...
Спорное имущество в названном перечне государственного имущества не указано.
При этом данный объект вошел в уставный капитал Общества при приватизации Предприятия как затраты на строительство комплектной канализационной станции (подземной) с сетями инженерно-технического обеспечения, строительство указанного объекта было завершено Обществом и данный объект был введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что Общество приобрело право собственности на спорный объект недвижимости на основании пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2014 г. N Ф06-4366/13 по делу N А55-10055/2013