г. Казань |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А72-9203/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Цыганкова С.Э., доверенность от 16.09.2013,
ответчика - Терентьевой Т.Н., доверенность от 31.12.2013 N 16-03-26/07590, Набоко О.А., доверенность от 31.12.2013 N 16-03-26/07584, Тихановой В.В., доверенность от 31.12.2013 N 16-03-26/07591, Сафроновой Ю.В., доверенность от 31.12.2013 N 16-03-26/07587,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2013 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А72-9203/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Ульяновскцемент", г. Новоульяновск (ОГРН 1027301056562, ИНН 7321000069) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, от 15.05.2013 N 290,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ульяновскцемент" (далее - общество, ЗАО Ульяновскцемент") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 15.05.2013 N 290.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе налогового расчета ЗАО "Ульяновскцемент" по авансовому платежу по налогу на прибыль организаций по итогам 11 месяцев 2012 года, по результатам которой составлен акт от 25.03.2013 N 423/16-08-43/0086дсп, и вынесено решение от 15.05.2013 N 290 о доначислении обществу налога на прибыль в сумме 38 042 106 руб., начислении пеней в размере 1 353 437,16 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 05.07.2013 N 16-15-11/07369 решение инспекции оставлено без изменения.
Посчитав решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 29.05.2012 N 62-30 "Об установлении налоговой ставки налога на прибыль организаций, в отношении организаций, осуществляющих производство цемента на территории Ульяновской области" (далее - Закон N 62-30) налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области установлена в размере 13,5 процента в отношении организаций, осуществляющих на территории Ульяновской области производство цемента, при условии, что в доходе таких организаций от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации цемента собственного производства по итогам календарного года составляет не менее 70 процентов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 62-30 настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (газета "Ульяновская правда" - 01.06.2012), распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2012, и утрачивает силу с 01.01.2015.
В 2012 году основным видом деятельности ЗАО "Ульяновскцемент" являлось производство цемента из собственного сырья, и по итогам каждого отчетного периода объем выручки от реализации цемента собственного производства в общей сумме доходов от реализации составлял более 90 %.
Ссылаясь на статью 1 Закона N 62-30, налоговый орган указывает, что возможность применения пониженной ставки поставлена законодателем в зависимость от окончания календарного года, соответственно, пониженную ставку - 13,5% в отчетных периодах применить невозможно, отсутствие порядка применения налоговой ставки не дает налогоплательщику правовых оснований для применения установленной Законом N 62-30 пониженной ставки в отчетных периодах.
По мнению инспекции, также обоснованно в соответствии с пунктом 3 статьи 58 и статьи 75 НК РФ к уплате начислены пени на сумму несвоевременно уплаченного авансового платежа по итогам 11 месяцев 2012 года.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым периодом по налогу на прибыль организаций, признается календарный год, отчетными - для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
ЗАО "Ульяновскцемент" уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 287 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Как следует из материалов дела, применяя пониженную налоговую ставку по итогам 11 месяцев 2012 года, налогоплательщик исходил из того, что ко дню составления налоговой расчета - 28.12.2012 - было известно, что в доходе общества от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации цемента собственного производства по итогам календарного года составит не менее 90 процентов, в то время как по Закону требуется не менее 70 процентов.
В ходе камеральной налоговой проверки, которая проводилась в январе-марте 2013 года, налогоплательщик представил налоговому органу надлежащее документальное подтверждение соотношения суммы дохода от реализации цемента собственного производства и общей суммы дохода от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 2012 года.
Так, в ходе камеральной проверки, в ответ на сообщение N 3553 (с требованием представления пояснений) (письмо инспекции от 31.01.2013 N 16-08-53/00578) налогоплательщик направил в налоговый орган письмо от 13.02.2013 N 13/УЦ-365/13, в котором сообщил о том, что основным видом деятельности общества является производство цемента из собственного сырья, что по итогам каждого отчетного периода объем выручки от реализации цемента в общей сумме доходов от реализации составляет более 90 процентов.
Налогоплательщиком с возражениями от 11.04.2013 N 111/УЦ-854/13 к акту камеральной налоговой проверки был направлен в инспекцию аналитический регистр налогового учета доходов от реализации ЗАО "Ульяновскцемент" за 2012 год, составленный в соответствии со статьей 314 НК РФ.
Согласно данных аналитического регистра, общая сумма доходов от реализации за период с января по декабрь 2012 года, т.е. за календарный год, составила 5 323 605 503 руб., что соответствует и представленной в адрес налогового органа 27.03.2013 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год. При этом сумма дохода от реализации цемента собственного производства за указанный период составила 5 201 928 723 руб., т.е. 98% от общей суммы доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Следовательно, вывод судов, что на момент рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и принятия оспариваемого решения в мае 2013 года инспекция располагала подтверждением того обстоятельства, что все предусмотренные Законом условия применения пониженной налоговой ставки налогоплательщиком выполнены, а именно: в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации цемента собственного производства по итогам 2012 календарного года составила 98%, является обоснованным и подтвержденным материалами дела.
В связи с чем доначисление авансового платежа за отчетный период январь - ноябрь 2012 года неправомерно.
Также судами при принятии решения учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 12 информационного письма от 22.12.2005 N 98, согласно которой "подтверждение в ходе камеральной проверки факта отсутствия к уплате по итогам 9 месяцев суммы авансового платежа должно учитываться налоговым органом и влечь принятие решения о прекращении принудительного взыскания ежемесячных авансовых платежей, исчисленных в течение III квартала, и отмену ранее принятых решений об их взыскании. Непринятие данного решения после окончания срока камеральной проверки декларации по итогам деятельности за 9 месяцев является основанием для обжалования действия (бездействия) налогового органа в суд либо заявления требования о возврате излишне взысканных сумм".
Согласно пункту 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 "если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить их того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению".
Необходимость соразмерного уменьшения пеней, означает, что в случае, если авансовые платежи по итогам налогового периода уменьшаются на 100%, то и пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, подлежат уменьшению на 100%, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
При таких обстоятельствах судами сделан верный вывод, что инспекцией в нарушение пунктов 1, 4, 5 статьи 101 НК РФ не определена действительная налоговая обязанность с учетом представленных доказательств, чем нарушены права налогоплательщика, поскольку его фактическая задолженность перед бюджетом по состоянию на 15.05.2013 отсутствовала.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами и им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А72-9203/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данных аналитического регистра, общая сумма доходов от реализации за период с января по декабрь 2012 года, т.е. за календарный год, составила 5 323 605 503 руб., что соответствует и представленной в адрес налогового органа 27.03.2013 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год. При этом сумма дохода от реализации цемента собственного производства за указанный период составила 5 201 928 723 руб., т.е. 98% от общей суммы доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Следовательно, вывод судов, что на момент рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и принятия оспариваемого решения в мае 2013 года инспекция располагала подтверждением того обстоятельства, что все предусмотренные Законом условия применения пониженной налоговой ставки налогоплательщиком выполнены, а именно: в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации цемента собственного производства по итогам 2012 календарного года составила 98%, является обоснованным и подтвержденным материалами дела.
В связи с чем доначисление авансового платежа за отчетный период январь - ноябрь 2012 года неправомерно.
Также судами при принятии решения учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 12 информационного письма от 22.12.2005 N 98, согласно которой "подтверждение в ходе камеральной проверки факта отсутствия к уплате по итогам 9 месяцев суммы авансового платежа должно учитываться налоговым органом и влечь принятие решения о прекращении принудительного взыскания ежемесячных авансовых платежей, исчисленных в течение III квартала, и отмену ранее принятых решений об их взыскании. Непринятие данного решения после окончания срока камеральной проверки декларации по итогам деятельности за 9 месяцев является основанием для обжалования действия (бездействия) налогового органа в суд либо заявления требования о возврате излишне взысканных сумм".
...
Необходимость соразмерного уменьшения пеней, означает, что в случае, если авансовые платежи по итогам налогового периода уменьшаются на 100%, то и пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, подлежат уменьшению на 100%, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
При таких обстоятельствах судами сделан верный вывод, что инспекцией в нарушение пунктов 1, 4, 5 статьи 101 НК РФ не определена действительная налоговая обязанность с учетом представленных доказательств, чем нарушены права налогоплательщика, поскольку его фактическая задолженность перед бюджетом по состоянию на 15.05.2013 отсутствовала."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 апреля 2014 г. N Ф06-5541/13 по делу N А72-9203/2013