г. Казань |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А12-26213/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2013 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-26213/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", г. Волгоград, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", г. Волгоград (далее - истец, ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", общество) обратилось с иском Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 24.09.2013 N 10/13217, об отказе обществу на приобретение в собственность земельного участка площадью 2283 кв. м с кадастровым номером 34:39:000047:889, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Фролово, ул. Фрунзе, 33А. В порядке устранения нарушенного права заявитель просит обязать ответчика в месячный срок принять решение, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и в установленный законом срок направить его для подписания обществу.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и апелляционной инстанций, ТУ Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, общество обладало спорным земельным участком на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании постановления администрации г. Фролово от 20.05.1994 N 178. В последствие на основании заявления общества и в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества от 08.12.2011 N 699-р право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком переоформлено на право аренды, с обществом 08.12.2011 заключен соответствующий договор N 70/2011/30062-04. Право собственности за Российской Федерацией на земельный участок зарегистрировано 15.02.2010.
Согласно постановлению от 20.05.1994 N 178 и условиям договора аренды земельного участка последний предоставлялся обществу для эксплуатации АЗС N 84.
Решением арбитражного суда от 06.09.2001 по делу N А12-9507/01-с16 удовлетворены требования общества об установлении факта, имеющего юридическое значение - факта принадлежности ему на праве собственности объектов, в том числе АЗС N 84. Право собственности общества на расположенную на спорном земельном участке АЗС подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29.04.2002.
26.08.2013 общество обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 24.09.2013 N 10/13217 ответчик отказал в передаче земельного участка в собственность на том основании, что обществом не в полном объеме представлены документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельного участке. По мнению ответчика, данное обстоятельство исключает в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ право заявителя на приобретение земельного участка в собственность.
Не согласившись с названным отказом, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из того, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа обществу в предоставлении права собственности на испрашиваемый земельный участок.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ предусматривает право коммерческих организаций выкупить земельные участки по цене в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, в случае если данные организации являются собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений и если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем.
Соответствующий перечень документов утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В соответствии с пунктом 4 Перечня заявитель должен предоставить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" представил в ТУ Росимущества вместе с заявлением все документы, предусмотренные Перечнем. Доказательств обратного суду первой инстанции не представлено.
Комплекс АЗС представляет собой единый имущественный комплекс, предназначенный для оказания услуг по заправке автомобильного транспорта моторным топливом и дополнительных услуг (мойка, продажа автопринадлежностей, техническое обслуживание и пр.), все компоненты которого связаны с землей так, что перемещение этих объектов без несоразмерного ущерба их назначению и (или) ущерба функционированию комплекса в целом невозможно. Технический паспорт имущественного комплекса АЗС - это документ установленного образца, содержащий перечень и технические характеристики имущества, входящего в состав АЗС, данные технического учета имущественных комплексов АЗС являются исходной информацией для государственной регистрации прав на имущественный комплекс АЗС и сделок с ним. Регистрация прав на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав имущественного комплекса АЗС, не производится.
В техническом паспорте на сооружение - АЗС N 84, значатся резервуары, асфальтовое и бетонное замощения, уборная и другие объекты, на которые ТУ Росимущества в Волгоградской области требует правоустанавливающие документы.
Между тем, из положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что технический паспорт не является актом, подтверждающим возникновение права собственности на объекты недвижимости.
В соответствии с требованиями Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, технический паспорт лишь содержит характеристики объекта недвижимости (является технической документацией) и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета, то есть не порождает прав и обязанностей.
Как правильно указали суды, при принятии оспариваемого отказа ТУ Росимущества не было принято во внимание, что автозаправочная станция представляет собой комплекс зданий, сооружений, оборудования, предназначенных для заправки жидким топливом автотранспортных средств, маслами, смазками, то есть единый комплекс, состоящий из отдельных объектов, представляет собой единую вещь, образующую технологически единое целое, замкнутый производственный цикл и является имущественным комплексом, недвижимым имуществом, раздел которого в натуре невозможен без изменения ее назначения, а месторасположение объектов, входящих в состав АЗС, фактическое пользование ими только Обществом исключает возможность их принадлежности иным лицам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок не подпадает под случаи, перечисленные в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, доводы ТУ Росимущества о том, что для переоформления права на земельный участок необходимо подтвердить наличие титула права собственности на все объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А12-26213/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с требованиями Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, технический паспорт лишь содержит характеристики объекта недвижимости (является технической документацией) и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета, то есть не порождает прав и обязанностей.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок не подпадает под случаи, перечисленные в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2014 г. N Ф06-5650/13 по делу N А12-26213/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5650/13
21.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4420/13
22.01.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12108/13
18.11.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26213/13