г. Казань |
|
12 мая 2014 г. |
Дело N А06-5978/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Грибанова Г.В., по доверенности от 09.01.2014 N 15-01/Б,
ответчика - Ермилова А.Н., по доверенности от 14.01.2014 (б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи: Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-5978/2013
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" (ОГРН 1033002812050 ИНН 3017037981), г. Астрахань, к Службе по тарифам Астраханской области (ОГРН 1053000020204, ИНН 3015068720), г. Астрахань, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - МУП "Астрводоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Службе по тарифам Астраханской области (далее - Служба по тарифам) о признании незаконными действия по возврату материалов, поданных для утверждения тарифа на подключение на 2014 год, выраженные в письме от 17.05.2013 N ст/05-15-1440; об обязании Службы по тарифам принять от МУП "Астрводоканал" материалы, поданные для утверждения тарифа на подключение на период регулирования 2014 года, и рассмотреть предложение об установлении тарифа на подключение в установленном законном порядке.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что возврат документов Службой по тарифам не правомерен и нарушает экономические интересы МУП "Астрводоканал".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемые действия Службы по тарифам соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Астрводоканал" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что письмом от 29.04.2013 N 02-03/4148 МУП "Астрводоканал" обратилось в Службу по тарифам с заявлением о согласовании и утверждении на 2014 год тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам холодного водоснабжения и водоотведения с приложением Инвестиционной программы, утвержденной решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 28.12.2012 N 271.
Письмом от 17.05.2013 N ст/05-15-1440 Службой по тарифам вышеуказанная инвестиционная программа возвращена МУП "Астрводоканал" в связи с тем, что представленная для установления тарифов на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения на 2014 год инвестиционная программа по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Астрахани на период 2014-2018 годы, не соответствует требованиям статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ). В рамках действующего в 2012 году законодательства Служба по тарифам не давала заключение на указанную инвестиционную программу в части тарифов на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Не согласившись с действиями Службы по тарифам по возврату поданных для утверждения тарифа материалов, МУП "Астрводоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организаций коммунального комплекса (части 1 и 3 статьи 13). При этом утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - прерогатива Правительства Российской Федерации (части 2 статьи 3, статья 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. В силу пункта 3 указанных Правил организации коммунального комплекса обязаны представлять до 1 мая текущего года для установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, расчетные материалы.
В силу пунктов 5, 6 статьи 4 Федерального закона N 416-ФЗ утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 417-ФЗ) регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, исключено из сферы действия Федерального закона N 210-ФЗ.
Федеральные законы N 416-ФЗ и N 417-ФЗ вступили в силу с 01.01.2013.
В данном случае МУП "Астрводоканал" обратилось в Службу по тарифам с заявлением письмом от 29.04.2013 N 02-03/4148 о согласовании и утверждении на 2014 год тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам холодного водоснабжения и водоотведения на основании действовавшего Федерального закона N 416-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 31 указанного Закона определено, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В силу Постановления Правительства Астраханской области от 10.04.2013 N 106-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 06.04.2005 N 49-П" Служба по тарифам является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых Правительством Астраханской области цен (тарифов), региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе.
В соответствии с пунктом 2.1.7. Приложения к названному Постановлению Служба по тарифам устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу Федерального закона N 416 тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются с учетом инвестиционных программ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 416 инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно статье 40 Федерального закона N 416 инвестиционная программа должна содержать: 1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; 4) график реализации мероприятий инвестиционной программы; 5) расчет эффективности инвестирования средств; 6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) иные сведения
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения, городского округа в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 40 Федерального закона N 416).
В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона N 416 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования тарифов. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.
Так как на момент обращения заявителя в Службу по тарифам с вышеуказанным заявлением действовал Федеральный закон N 416, нормы данного закона распространяются и на требования, предъявляемые к "Инвестиционной программе по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Астрахани на период 2014-2018 года", представленной заявителем в Службу по тарифам.
В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа.
В Астраханской области полномочия по утверждению инвестиционной программы законом органу местного самоуправления не передавались.
Следовательно, представленная заявителем в службу по тарифам инвестиционная "Инвестиционной программе по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Астрахани на период 2014-2018 года" для утверждения тарифов на 2014 год должна быть утверждена уполномоченным органом исполнительной власти Астраханской области.
Представленная предприятием инвестиционная программа утверждена решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 28.12.2012 N 271, что не соответствует требованиям статьи 40 Федерального закона N 416.
Довод предприятия о том, что инвестиционная программа была утверждена 28.12.2012, к ней не применимы требования статьи 40 Федерального закона N 416, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, так как предприятие 29.04.2013 просило Службу по тарифам утвердить тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам холодного водоснабжения и водоотведения на 2014 год и представило инвестиционную программу на период 2014-2018 года, данная инвестиционная программа должна соответствовать статье 40 Федерального закона N 416.
Кроме того, статья 43 Федерального закона N 416 предусматривает порядок вступления в силу данного Закона; нормы закона так же предусматривают поэтапный переход к государственному регулированию тарифов, указанных в определенных нормах настоящего Федерального закона. Однако Закон не содержит норм, позволяющих предоставление в целях установления тарифов на период после вступления Закона в силу, инвестиционных программ, не соответствующих Закону, утвержденных до момента вступления в силу названного Закона.
Предприятию было известно, что на момент обращения в Службу по тарифам с заявлением о согласовании и утверждении на 2014 год тарифов, необходимо будет предоставлять инвестиционную программу, соответствующую Федеральному закону N 416.
Исходя из изложенного, в письме от 17.05.2013 N ст/05-15-1440 Служба по тарифам правомерно указала предприятию на то, что Инвестиционная программа по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Астрахани на период 2014-2018 годы, утвержденная решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 28.12.2012 N 271, не соответствует требованиям статьи 40 Федерального закона N 416-ФЗ.
Согласно законодательству, действовавшему в 2012 году, в соответствии с пунктом 2.1.6. Приложения к постановлению Правительства Астраханской области от 06.04.2005 N 49-П Служба по тарифам была уполномочена давать заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.
Однако Служба по тарифам не давала заключение на указанную инвестиционную программу в части тарифов на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, о чем так же указано в письме от 17.05.2013 N ст/05-15-1440.
Необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что на момент рассмотрения заявления Службой по тарифам порядок и процедура установления тарифа регламентировалась положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", поскольку данное постановление было вынесено на основании части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Как указано выше, в соответствии с Федеральным законом N 417-ФЗ регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, исключено из сферы действия Федерального закона N 210-ФЗ.
Федеральные законы N 416-ФЗ и N 417-ФЗ вступили в силу с 01.01.2013.
Таким образом, Служба по тарифам в данном случае в 2013 году по вопросу об утверждении тарифов на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения на 2014 год не должна была руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации N 520.
Необоснованной является ссылка суда первой инстанции, на то что в соответствии с пунктом 4 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 520, Организация коммунального комплекса для установления надбавок к тарифам и тарифов на подключение представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования следующие документы: 1) заявление об установлении надбавок к тарифам и (или) тарифов на подключение; 2) инвестиционная программа; 3) расчет финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы с расшифровкой расходов по видам деятельности, а также с разделением расходов на расходы, финансируемые за счет надбавок к тарифам, и расходы, финансируемые за счет платы за подключение; 4) расчет надбавок к тарифам и тарифов на подключение по видам деятельности; 5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; 6) отчет о доходах, возникших в результате применения надбавок к тарифам и тарифов на подключение, и расходах на реализацию инвестиционной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности), поскольку из письма МУП "Астрводоканал" от 29.04.2013 N 02-03/4148 следует, что в Службу по тарифам с заявлением о согласовании и утверждении на 2014 год тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам холодного водоснабжения и водоотведения была представлена только инвестиционная программа на 2014-2018 года.
В судебном заседании представители Службы и предприятия также пояснили, что иных документов к заявлению приложено не было.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены: основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета; правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение", "Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение".
Исходя из изложенного оспариваемые действия Службы по тарифам Астраханской области соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 по делу N А06-5978/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены: основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета; правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение", "Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 мая 2014 г. N Ф06-5363/13 по делу N А06-5978/2013