г. Казань |
|
08 мая 2014 г. |
Дело N А72-12250/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Аркатова В.Н., доверенность от 05.05.2014 N 12, директора Скрыпник С.Г., паспорт,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2013 (судья Семенова С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Апаркин В.Н., Холодная С.Т.) по делу N А72-12250/2013
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Тепловодосервис" о признании незаконным и отмене постановления Главного санитарного врача по Ульяновской области в Кузоватовском районе В.В. Козлова от 11.09.2013 N 406-КЗ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловодосервис" (далее - МУП "Тепловодосервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного санитарного врача по Ульяновской области в Кузоватовском районе В.В. Козлова (далее - административный орган, ответчик) от 11.09.2013 N 406-КЗ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Определением суда первой инстанции от 17.10.2013 к участию в деле в порядке статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены в качестве заинтересованных лиц Администрация муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области и - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2013, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо - Администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области просит изменить решение и снизить размер штрафа до 30 000 руб., считает, что назначенный штраф является чрезмерным по размеру.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако стороны явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области 21.08.2013 поступило обращение депутата законодательного собрания Ульяновской области Т.А. Харитоновой, из которого следовало, что в приемную депутата поступило обращение жителей северной части р.п. Кузоватово Ульяновской области по поводу неудовлетворительного состояния воды, которая подается в колонки поселка с. Рожновского водозабора "Северный", качество питьевой воды в поселке не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области была проведена проверка, по результатам которой оформлены: определение N 34 о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.08.2013; определение об истребовании сведений от 23.08.2013; протокол осмотра принадлежащих предприятию помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28.08.2013; протокол о взятии проб и образцов от 28.08.2013; определение о назначении экспертизы от 28.08.2013; экспертное заключение от 02.09.2013 N 156/1551п-кг, согласно которому результаты лабораторных испытаний питьевой воды по микробиологическим показателям не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 (артскважина; водопровод ул. Гагарина, ул. Полевая, ул. Красноармейская); протокол N 86-КЗ от 10.09.2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ в отношении МУП "Тепловодосервис".
Согласно части 2 статьи 8.42 КоАП РФ использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ) под государственными санитарно _ эпидемиологическими правилами и нормативами (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу части 1 статьи 18 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Административный орган, рассмотрев материалы проверки и протокол об административном правонарушении, 11.09.2013 вынес постановление N 406-КЗ о привлечении МУП "Тепловодосервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Административное правонарушение выражено в том, что заявитель по адресу: Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул. Юбилейная, допустил использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившемся в нарушении СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", а именно:
- в нарушение пункта 3.2.1.1 - территория первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, башни Рожновского проржавели, из отверстий льется вода, на территории ЗСО лужи, изгородь местами разломана, на территории 1 пояса ЗСО растут высокоствольные деревья;
- в нарушение пункта 3.2.1.4 - не выполнены мероприятия по защите от загрязнения воды через оголовок скважины - устье негерметично, в колодце - вода.
В силу части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4).
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (пункт 3.2.1.1.).
Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п. 3.2.1.2.).
Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов (пункт 3.2.1.4.).
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд, просил суд первой инстанции учесть устранение выявленных нарушений и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения в связи с затруднительным финансовым положениям.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил факт невыполнения заявителем указанных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вследствие чего сделал вывод о наличии события административного правонарушения, вины в действиях общества, и об отсутствии исключительных обстоятельств, которые позволяли бы оценивать совершенное заявителем административное правонарушение как малозначительное.
С учетом изложенного судом первой инстанции требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо - Администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области, не оспаривая факт нарушения, просит изменить решение и снизить размер штрафа МУП "Тепловодосервис" до 30 000 руб., считая, что назначенный штраф является чрезмерным по размеру.
Довод кассационной жалобы о возможности снижения судом административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ, на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, ранее МУП "Тепловодосервис" заявлялся в суде апелляционной инстанции и был отклонен судом.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих тяжелое финансовое положение заявителя.
Суд кассационной инстанции отмечает, что по настоящему делу процессуальных нарушений административным органом не допущено; сроки привлечения к административной ответственности не пропущены; наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ.
Кроме этого, Администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области, привлеченная в качестве заинтересованного лица, не является лицом, привлеченных к административной ответственности, судебными актами судов первой и апелляционной инстанций в отношении Администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области по настоящему делу не принималось никаких решений о каких-либо правах и обязанностях.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции правильными, имеющимся в деле доказательствам судами дана надлежащая оценка, оснований для их переоценки в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А72-12250/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель, обращаясь в арбитражный суд, просил суд первой инстанции учесть устранение выявленных нарушений и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения в связи с затруднительным финансовым положениям.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ.
...
Довод кассационной жалобы о возможности снижения судом административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ, на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, ранее МУП "Тепловодосервис" заявлялся в суде апелляционной инстанции и был отклонен судом.
...
Суд кассационной инстанции отмечает, что по настоящему делу процессуальных нарушений административным органом не допущено; сроки привлечения к административной ответственности не пропущены; наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 мая 2014 г. N Ф06-6114/13 по делу N А72-12250/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6114/13
03.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5868/13
30.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23402/13
06.12.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12250/13