г. Казань |
|
06 мая 2014 г. |
Дело N А12-13512/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
лиц участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ной"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (председательствующий Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-13512/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ной" (ИНН 3442020136) к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), заинтересованные лица: администрация Центрального района г. Волгограда (ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169), Департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда (ОГРН 1113460008090, ИНН 3444191049), Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045), комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ной" (далее - ООО "Ной", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда (далее - ответчик), выразившегося в невключении места для размещения киоска N 4/327, расположенного по адресу г. Волгоград, площадь Привокзальная, в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 (далее - Схема размещения торговых объектов на 2012-2016 годы), об обязании администрации г.Волгограда внести в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы место для размещения киоска N 4/327, расположенного по адресу: г. Волгоград, площадь Привокзальная.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации г. Волгограда, выразившееся в невключении места для размещения киоска N 4/327, расположенного по адресу: г. Волгоград, площадь Привокзальная, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы, как не соответствующее положениям статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункта 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552, Положению о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утвержденному постановлением администрации г. Волгограда от 18.09.2012 N 2735; обязал администрацию г.Волгограда внести в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы место для размещения указанного киоска.
Кроме того, с администрации г. Волгограда в пользу ООО "Ной" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "Ной" отказано.
Общество, не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве ответчик, полагая постановление суда апелляционной инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Одновременно ответчик ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Центрального района Волгограда от 28.12.2011 N 954-п ООО "Ной" на праве краткосрочной аренды предоставлен земельный участок на площади Привокзальной в городе Волгограде площадью 12,0 кв. м для размещения киоска N 4/327 в целях оказания платных услуг населению.
Между ООО "Ной" (Арендатор) и администрацией Волгограда (Арендодатель) 16.04.2012 заключен договор N 4/44-12к краткосрочной аренды земельного участка, согласно пункту 1.1. которого Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в краткосрочную аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 12 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, на пл. Привокзальной, для размещения киоска N 4/327 для розничной торговли проездными билетами, учетный номер 4-37-327-моб11, согласно прилагаемым к договору схемам размещения временных объектов.
Пунктом 2.1 срок действия договора определен с 01.01.2012 по 30.12.2012.
ООО "Ной" 21.12.2012 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о продлении договора от 16.04.2012 N 4/44-12к краткосрочной аренды земельного участка с учетным номером 4-37-327-моб11 площадью 12,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, на пл. Привокзальной, для размещения киоска N 4/327.
Письмом от 29.01.2013 N 21-17/2518 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области уведомило общество о невозможности продления договора аренды указанного земельного участка ввиду того, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет, а также сообщило о прекращении срока действия договора аренды от 16.04.2012 N 4/44-12к по истечении 10 дней с момента отправления данного письма и необходимости освобождения ООО "Ной" земельного участка.
ООО "Ной" 21.02.2013 направило в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области письмо N 12, в котором сообщалось о принятии обществом мер для проведения кадастровых работ в отношении спорного земельного участка в целях продления договора аренды от 16.04.2012 N 4/44-12к.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в письме от 08.04.2013 N 21-17/10197 указало ООО "Ной" на отсутствие каких-либо законных оснований для внесения изменений и продления срока договора аренды, прекратившего свое действие.
ООО "Ной" 05.03.2013 обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, на площади Привокзальной, и выдаче кадастрового паспорта, представив в орган кадастрового учета межевой план от 20.12.2012.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области от 26.03.2013 N 3434/13-32443 осуществление кадастрового учета в отношении указанного земельного участка приостановлено в связи с непредставлением необходимых для кадастрового учета документов.
Во исполнение указанного решения обществом в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области был представлен межевой план от 04.04.2013.
Решением от 16.04.2013 N 3434/13-43302 обществу отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета ввиду не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении от 26.03.2013 N 3434/13-32443.
В целях постановки земельного участка на кадастровый учет 27.05.2013 ООО "Ной" обратилось в Департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда с заявлением о подтверждении наличия в Схеме мест размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района Волгограда места под размещение киоска N 4/327 на Привокзальной площади для розничной торговли проездными билетами.
Письмом от 29.05.2013 N 09-и/1479 Департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда сообщил ООО "Ной" об отсутствии места для размещения киоска N 4/327 на Привокзальной площади для оказания платных услуг населению (реализации билетов) в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы.
Полагая, что бездействие администрации Волгограда, выразившееся в не включении места для размещения киоска N 4/327, расположенного по адресу: г. Волгоград, площадь Привокзальная, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы, является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО "Ной" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержден постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552.
В соответствии со статьей 39 Устава города - героя Волгограда разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям администрации Волгограда.
Положение о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, регламентирующее порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утверждения, процедуру корректировки схемы, утверждено постановлением администрации Волгограда от 18.09.2012 N 2735.
Ранее размещение киосков на территории Волгограда регламентировалось решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов" и решением Волгоградской городской Думы от 04.07.20007 N 47/1131 "Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" (далее - Схема).
Судом первой инстанции установлено, что киоск N 4/327 был включен в Схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг (строка 257), утвержденную Решением Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/113. В соответствии с вышеупомянутыми нормами, между ООО "Ной" и администрацией Волгограда был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 16.04.2012 N 4/44-12к, и с целью его продления, до окончания срока действия договора, заявитель обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у администрации Волгограда правовых оснований для отказа во включении места для размещения киоска N 4/327 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы, поскольку данный киоск был включён в ранее действовавшую Схему размещения объектов мелкорозничной торговли, располагался на земельном участке в соответствии с договором аренды земли, место размещения объекта соответствовало предъявляемым действующим законодательством требованиям.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что фактическое нахождение киоска N 4/327 не является основанием для включения его в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы, поскольку данные нормы законодательства не налагают на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантируют право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что право заявителя на эксплуатацию торгового объекта до окончания срока действия договора аренды земельного участка не предоставляет обществу субъективное право требовать включения такого объекта в новую Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал, что отказ органа местного самоуправления во включении киоска N 4/327 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы полностью соответствует требованиям пункта 2.6. Положения о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, который правильно применён органом местного самоуправления при обжалуемом бездействии.
В кассационной жалобе общество указывает на противоречие выводов суда апелляционной инстанции части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пункту 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552, постановлению администрации г. Волгограда от 29.07.2011 N 1958 "О разработке, утверждении Схемы размещения нестационарных торговых и других объектов потребительского рынка на территории Волгограда".
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3). Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
Судом первой инстанции правомерно учтено, что постановлением администрации Волгограда от 29.07.2011 N 1958 "О разработке, утверждении схемы размещения нестационарных торговых и других объектов потребительского рынка на территории Волгограда" департаменту потребительского рынка администрации Волгограда совместно с администрациями районов Волгограда до 05.08.2011 было поручено разработать проекты схем нестационарных торговых и других объектов потребительского рынка на территориях районов Волгограда на 2012 - 2016 годы (далее - проекты схем) с учетом действующих нестационарных торговых и других объектов потребительского рынка, если они размещены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Судом первой инстанции установлено, что в проекте Схемы, подготовленной администрацией Центрального района Волгограда (представленной в администрацию г. Волгограда), предусмотрено размещение объектов на площади Привокзальной, которые были учтены предыдущей схемой размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, в том числе, учтено место для размещения киоска N 4/327.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка N 4/44-12к действовал с 01.01.2012 по 30.12.2012, т.е. эксплуатация киоска N 4/327 была начата до вступления в силу постановления администрации г. Волгограда от 18.09.2012 N 2735.
Утверждение схемы расположения земельного участка является этапом, предшествующим предоставлению этого участка заявителю в аренду, отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка препятствует предоставлению в аренду земельного участка и осуществлению заявителем предпринимательской деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ Департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда не доказал законность обжалуемого ненормативного акта - письма от 29.05.2013 N 09-и/1479.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным обжалуемом ненормативном акте - письме Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда от 29.05.2013 N 09-и/1479, отказ во включении киоска N 4/327 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и не соответствует положениям статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пункту 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552, Положению о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утвержденному постановлением Администрации Волгограда от 18.09.2012 N 2735.
Выводы суда апелляционной инстанции по данному конкретному делу противоречат части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, в связи с чем на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А12-13512/2013 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 по делу N А12-13512/2013.
В соответствии с настоящим постановлением Арбитражному суду Волгоградской области распределить судебные расходы по делу N А12-13512/2013 за рассмотрение в суде кассационной инстанции.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ Департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда не доказал законность обжалуемого ненормативного акта - письма от 29.05.2013 N 09-и/1479.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным обжалуемом ненормативном акте - письме Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда от 29.05.2013 N 09-и/1479, отказ во включении киоска N 4/327 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и не соответствует положениям статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пункту 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552, Положению о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утвержденному постановлением Администрации Волгограда от 18.09.2012 N 2735."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2014 г. N Ф06-5182/13 по делу N А12-13512/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5182/13
06.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4782/13
24.12.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10056/13
04.09.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-13512/13