г. Казань |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А55-8194/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Карповой В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
от ООО "Мелодия" - Симонов И.Д., доверенность от 25.12.2013,
Смородинов М.В., доверенность от 25.12.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2013 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-8194/2011
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области (ИНН 6315800869, ОГРН 1056315900134), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Мелодия" (ИНН 6316000209, ОГРН 1026301162887), г. Самара, о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
и по встречному иску обществу с ограниченной ответственностью "Мелодия" к Министерству строительства Самарской области об уменьшении размера арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мелодия" (далее ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком в сумме 5 053 154,70 руб., пени в сумме 628 307,54 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2011, заявленные требования удовлетворены частично, с общества в пользу Министерства взыскана задолженность в сумме 4 971 877,70 руб., пени в сумме 62 830,00 руб. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2011 отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ответчик обратился со встречным иском об уменьшении размера арендной платы, подлежащей уплате ООО "Мелодия" по договору аренды земельного участка от 16.11.2007 N 150, путем определения ее размера следующим образом:
- в период с 20.03.2010 по 14.07.2010 - в сумме 20, 42 рубля;
- в период с 15.07.2010 по 15.11.2010 - в сумме 152 236, 57 рубля;
- в период с 16.11.2010 по 31.12.2010 - в сумме 117 187, 24 рубля;
- в период с 01.01.2011 по 04.05.2011- в сумме 341 421, 05 рубля;
- в период с 05.05.2011 по 31.12.2011 - в сумме 341 511, 30 рубля;
- в период с 01.01.2012 по 05.03.2012 - в сумме 26, 88 рубля.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013, исковые требования Министерства строительства Самарской области и встречные требования ООО "Мелодия" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство строительства Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, заявленные требования Министерства удовлетворить в полном объёме.
Министерство строительства Самарской области, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Представитель ООО "Мелодия" в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Главы городского округа Самара от 03.04.2006 N 143, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.10.2007 N 170 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Мелодия" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 150 от 16.11.2007, согласно которому арендатору передан земельный участок с кадастровым номером 63:01:07 37 005:0034, площадью 3 419, 00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе/ул. З.Космодемьянской, предоставленного для строительства универсального магазина.
По акту приема-передачи земельный участок передан ответчику.
Договор прошел государственную регистрацию 19.02.2008.
Дополнительным соглашением от 10.03.2010 N 1 срок действия договора продлен до 02.04.2014, установлена ответственность за нарушение сроков внесения арендных платежей, а также методика расчета арендной платы. Дополнительное соглашение зарегистрировано УФРС по Самарской области 07.05.2010.
Таким образом, подписав указанное дополнительное соглашение, стороны согласились с тем, что Приложение N 2 к договору аренды "Расчет арендной платы за земельный участок" утратило силу с 01.01.2009.
Утверждая, что ответчик надлежащим образом принятые на себя обязательства по договору аренды не исполнял, в связи с чем за период с 01.02.2010 по 31.12.2010 образовалась задолженность по арендной плате в размере 5 053 154 руб. 70 коп., Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным.
На основании ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, стороны договора руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11 в силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, отнесенные к числу публичных земель, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В связи с этим размер арендной платы за использование спорного земельного участка на праве аренды подлежит установлению в спорном периоде в соответствии с нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы и методику ее расчета в указанном периоде.
Кроме того, в силу правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Органы местного самоуправления вправе установить порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, но при этом указанный порядок должен соответствовать установленным Постановлением N 582 основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решением Думы городского округа Самара от 11.03.2010 N 880 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61" было изменено целевое назначение земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Московское шоссе в границах проспекта Кирова и улицы Ташкентской в Промышленном районе, с зоны Ц-2 и Ц-3 площадью 66 591,0 кв. м на зону Р-2, в том числе земельного участка площадью 3 419 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707005:0034, арендуемого ООО "Мелодия".
Данное решение вступило в законную силу с момента опубликования в "Самарской газете" N 47 от 20.03.2010.
Апелляционный суд со ссылкой на п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ указал, что изменение зоны рассматриваемого участка не лишило заявителя права осуществлять строительство на предоставленной территории, в соответствии с целями для которых данный участок передан ответчику в аренду. При этом земельный участок в связи с изменением зонирования Министерству по акту приема-передачи не был возвращен.
Решением Думы городского округа Самары N 951 от 15.07.2010 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, на основании которых арендуемый земельный участок был отнесен к зоне ТИ-1 (территориальная зона линейной инженерной и транспортной инфраструктуры).
Определением Судебной коллегии Самарского областного суда от 05.05.2011 данный нормативный правовой акт был признан недействующим.
Как обоснованно указал апелляционный суд, с этого момента вновь стали применяться Правила застройки и землепользования, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 в редакции Решения Думы г.о. Самары от 11.03.2010 N 880, согласно которым спорный земельный участок был отнесен к территориальной зоне Р-2 (зона парков, бульваров, набережных), не предусматривающий осуществление какой-либо застройки.
Поскольку изменение зонирования спорного земельного участка предоставленного в аренду ответчику с зоны Ц-2 (зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения) и Ц-3 (зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения) на зону Р-2 (зона парков, бульваров, набережных), суды пришли к выводу, что размер уплачиваемой ответчиком арендной платы подлежал приведению в соответствии с действующим законодательством и назначением земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области N 59 от 25.04.2007, постановлением Самарской Губернской Думы от 22.10.2008 N 800 "О прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2009-2011 годы" и постановлением Самарской губернской Думы от 29.10.2009 N 1224 "О прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлены коэффициенты инфляции. На 2009 год коэффициент инфляции составлял 1,13; на 2010 год - 1,18; на 2011 год - 1,347; на 2012 год - 1,455.
Кроме того, постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2009 N 1 "Об установлении ограничений по росту арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для строительства" установлены ограничения по росту арендной платы за использование земельных участков путем применения при расчете размера арендной платы индексов, коэффициентов и показателей, установленных законодательством по состоянию на 01.12.2008.
Данным постановлением установлено, что средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", с даты вступления в силу данного постановления применяются при расчетах арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории городского округа Самара и предоставляемые для строительства, в том случае, если их применение ведет к снижению размера арендной платы.
Проверив представленные Министерством и обществом расчеты по арендной плате с учетом указанных нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы за пользование спорным земельным участком, суды установили отсутствие задолженности по арендной плате в связи с наличием платы арендных платежей за рассматриваемый период.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об обратном являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку. По существу доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, не подтверждают нарушение либо неправильное применение норм действующего законодательства, а направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 по делу N А55-8194/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
В.А.Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11 в силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, отнесенные к числу публичных земель, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В связи с этим размер арендной платы за использование спорного земельного участка на праве аренды подлежит установлению в спорном периоде в соответствии с нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы и методику ее расчета в указанном периоде.
Кроме того, в силу правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
...
Апелляционный суд со ссылкой на п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ указал, что изменение зоны рассматриваемого участка не лишило заявителя права осуществлять строительство на предоставленной территории, в соответствии с целями для которых данный участок передан ответчику в аренду. При этом земельный участок в связи с изменением зонирования Министерству по акту приема-передачи не был возвращен."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 мая 2014 г. N Ф06-5103/13 по делу N А55-8194/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5103/13
30.12.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19819/13
26.09.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8194/11
21.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5752/13
19.07.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-8194/11
25.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4543/12
26.03.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3544/12
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8194/11